В современном мире под влиянием цифровизации общества происходит активное изменение всех сфер деятельности человека. Сфера труда не является исключением. Новейшие разработки прежде всего направлены на автоматизацию различных производственных процессов. Под влиянием современных технологий функционал некоторых профессий существенно изменился, другие полностью ушли в прошлое, так как процесс был передан программам и автоматизированным системам.
На фоне вышеописанных изменений всё чаще появляются предложения реформировать существующее трудовое законодательство, опираясь на опыт других стран и исследования ученых. Например, многие говорят о необходимости изменения времени труда и отдыха, так как нормы, регулирующие данные отношения, в значительной степени устарели и не учитывают современный уровень цифровизации общества и другие обстоятельства современной жизни. С другой стороны, многие работодатели критически относятся к предлагаемым изменениям и не уверены в их целесообразности.
Прежде всего, имеется в виду изменение времени отдыха. Согласно ст. 106 ТК РФ время отдыха — время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. В следующей статье перечисляются виды времени отдыха: перерывы в течение рабочего дня, ежедневный отдых, выходные дни, нерабочие праздничные дни и отпуска.
Согласно ст. 106 ТК РФ время отдыха — время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
С серьезным предложением по реформированию трудового законодательства в 2019 г. выступил председатель правительства Д.А. Медведев, который поручил Министерству труда и социальной защиты до 30 сентября представить свою позицию о перспективах введения в России четырехдневной рабочей недели. Также он призвал Федерацию независимых профсоюзов России к активному сотрудничеству и способствованию проработке возможных вариантов изменения трудового времени [1]. Дискуссии об уменьшении рабочего времени ведутся давно на межгосударственном уровне. Страны стремятся к сокращению максимальной продолжительности рабочей недели, при этом речь идет не о законодательном уменьшении, а о фактическом.