По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.108.26+316.334.22

О мотивации работников умственного труда

Симашенков Павел Дмитриевич канд. ист. наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления и правового обеспечения государственной службы, Самарский университет государственного управления «МИР», Россия, 443030, г. Самара, ул. Г. Аксакова, д. 21, E-mail: pavel.simashenckov@yandex.ru

В статье анализируются аспекты руководства сферой умственного труда. Автор утверждает, что современные кадровые технологии, рассчитанные на стратификацию коллектива, малоприменимы к работникам умственного труда. Решением проблемы может стать применение патерналистской модели управления, в основе которой — культивирование идеи равенства и невмешательство начальства в область вопросов, относящихся непосредственно к профессии («процессуальная независимость»).

Литература:

1. Белухин М. Как на самом деле должно работать менторство // Harvard Business Review Россия [Электронный ресурс]. — URL: https:// hbr-russia.ru/management/upravlenie-personalom/806192 (дата обращения: 30.11.2019).

2. Григорьев А. О стоимости рабочей силы, меновой стоимости, о труде конкретном и абстрактном и его интеллектуальной составляющей [Электронный ресурс]. — URL: https://alexeygrigoriev1.academia.edu/research (дата обращения: 30.11.2019).

3. Из выступления Президента РФ В. Путина с Посланием Федеральному собранию о высшем профессиональном образовании и дистанционном обучении // МГПП У [Электронный ресурс]. — URL: https://fdomgppu.ru/node/12555 (дата обращения: 30.11.2019).

4. Кистень А.М., Москалев И.Е. Методы спецназа для руководителей. — М., 2013. — 87 с.

5. Кэннон Дж. Уроки «морских котиков» для бизнеса. — М., 2005. — 488 с.

6. Михайлева Е.Г. Интеллектуальная элита в матрице современных социальных изменений: Монография / Е.Г. Михайлева; Нар. укр. акад. — Харьков: Изд-во НУА, 2007. — 576 с.

7. «Научный стендап» — это нормальный боевой формат. Молодые ученые развлекают и привлекают внимание к своей разработке // Роснано [Электронный ресурс]. — URL: https://www.rusnano.com/about/press-centre/media/20180219-kultura-radio-nauchny-stendap (дата обращения: 30.11.2019).

8. Павлов А.В. Мотивация в науке и в образовании //Социум и власть. — 2016. — №5 (61). — С. 118–126.

9. Проректор РАНХиГС на ПМЭФ назвал учителей «серой закомплексованной массой» // Красная Москва [Электронный ресурс]. — URL: https://red.msk.ru/prorektor-ranxigs-na-pmef-nazval-uchitelej-seroj-zakompleksovannoj-massoj/ (дата обращения: 30.11.2019).

10. Путин: для молодых ученых, претендующих на руководящие посты, нужен конкурс // ТАСС. — URL: https:// tass.ru/obschestvo/6646879 (дата обращения: 30.11.2019).

11. Симашенков П.Д. Компетентностный подход в кадровой политике: покушение с негодными средствами // Кадровик. — 2018. — №11. — С. 72–79.

12. Simashenkov P.D. About Russian version of historical progress // Modern European Researches. — Salzburg, 2019. — №2. — P. 52–58.

13. Weyl N. The Creative Elite in America. — Washington, 1996. — 257 p.

Может быть, нам труд

Всех занятий роднее.

Я тоже фабрика,

А если без труб, —

То, может, мне без труб труднее?

(В. Маяковский, «Поэт рабочий»)

Тема исследования, похоже, надолго актуализирована заявлением проректора Президентской академии о «прекрасных и желающих изменяться школьниках» и «отвратительных, не способных к трансформации учителях» [9]. В этой эпохальной тираде наглядно отражены последние (во всех смыслах) достижения отечественного HR-менеджмента: здесь и нагнетание конкурентного антагонизма, и шоу-ориентация («в школах три — пять звездных учителей»), и, главное, шельмование тружеников как «серой массы закомплексованных неудачников».

Такие ныне времена: безответственные самоутверждаются на безответных. Постперестроечная моральная инверсия обесценила труд, в связи с чем звание «трудящиеся» утратило былой вес, уступив место фрилансерам, блогерам и дискуссиям о самозанятости как идеале самореализации. У подрастающего поколения в приоритете стратегия «движения вверх» и тактика зацепинга, чаще и вернее — за эшелоны власти. Конечно, самое надежное средство контролировать социальные лифты — устроиться в контору по их проверке и ремонту, вот отчего столь желанны места в силовых и контролирующих структурах. Посему не удивляет, что в июле 2019 г. власть посулила молодым ученым, жаждущим высоких постов, интересные конкурсы и площадки, где можно помериться лидерскими достоинствами [10]. Что характерно — никаких сомнений в том, доверять ли штурвал науки юнгам. Вероятно, командирскими полномочиями они тщатся восполнить отсутствие опыта и интеллектуальную несостоятельность. И кто же тогда более закомплексован: новоявленные МГЕРостраты или исчезающий и уничтожаемый вид homo soveticus, якобы не способный (по мнению проректора РАНХиГС) «развиваться»?

Для Цитирования:
Симашенков Павел Дмитриевич, О мотивации работников умственного труда. Кадровик. 2020;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: