Может быть, нам труд
Всех занятий роднее.
Я тоже фабрика,
А если без труб, —
То, может, мне без труб труднее?
(В. Маяковский, «Поэт рабочий»)
Тема исследования, похоже, надолго актуализирована заявлением проректора Президентской академии о «прекрасных и желающих изменяться школьниках» и «отвратительных, не способных к трансформации учителях» [9]. В этой эпохальной тираде наглядно отражены последние (во всех смыслах) достижения отечественного HR-менеджмента: здесь и нагнетание конкурентного антагонизма, и шоу-ориентация («в школах три — пять звездных учителей»), и, главное, шельмование тружеников как «серой массы закомплексованных неудачников».
Такие ныне времена: безответственные самоутверждаются на безответных. Постперестроечная моральная инверсия обесценила труд, в связи с чем звание «трудящиеся» утратило былой вес, уступив место фрилансерам, блогерам и дискуссиям о самозанятости как идеале самореализации. У подрастающего поколения в приоритете стратегия «движения вверх» и тактика зацепинга, чаще и вернее — за эшелоны власти. Конечно, самое надежное средство контролировать социальные лифты — устроиться в контору по их проверке и ремонту, вот отчего столь желанны места в силовых и контролирующих структурах. Посему не удивляет, что в июле 2019 г. власть посулила молодым ученым, жаждущим высоких постов, интересные конкурсы и площадки, где можно помериться лидерскими достоинствами [10]. Что характерно — никаких сомнений в том, доверять ли штурвал науки юнгам. Вероятно, командирскими полномочиями они тщатся восполнить отсутствие опыта и интеллектуальную несостоятельность. И кто же тогда более закомплексован: новоявленные МГЕРостраты или исчезающий и уничтожаемый вид homo soveticus, якобы не способный (по мнению проректора РАНХиГС) «развиваться»?