В условиях нехватки квалифицированных кадров в большинстве отраслей хозяйствования отечественной экономики для компаний становится первостепенной задача не просто привлечения специалистов с должным набором знаний и умений, но и их удержания в компании. Определенную роль в этом, помимо уровня оплаты труда, играют также и иные детерминанты мотивации сотрудников к работе в организации, во многом связанные с обеспечением психологического комфорта работников и их защищенности. Достижение данной цели возможно при помощи разработки и внедрения в компаниях систем корпоративного страхования.
Страхование, осуществляемое компаниями в связи с их хозяйственной деятельностью и функционированием, возможно разграничить на внутреннее и внешнее. Внешнее страхование предполагает, что организация страхует присущие ей стороны риска от наступления неблагоприятных последствий в процессе ее хозяйственной деятельности, тогда как внутреннее страхование, чаще всего именуемое корпоративным, ориентируется на возможные риски, возникающие у организации в отношении ее имущества или же работников. Корпоративное страхование работников нацелено на обеспечение рисков, наступление страхового случая по которым может существенно отразиться на уровне исполнения ими их должностных обязанностей [1].
В то же время необходимо уделить внимание некоторой терминологической неточности, связанной с употреблением рассматриваемого термина. Исходя из понимания понятия корпорации, приведенного в ГК РФ (ст. 65.1), корпоративное страхование может быть реализовано лишь в тех организациях, где уставом или же учредительным договором закреплена корпоративная форма управления. Последнее предполагает, что учредители (участники) таких юридических лиц обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган.
Однако очевидным выступает факт, что компания может заключить в интересах своих сотрудников договоры страхования и будучи организацией иной организационно-правовой формы. В связи с этим представляется более обоснованным употребление термина «внутреннее страхование компании», поскольку он отражает универсальный характер данных отношений для всех организационно-правовых форм. Тем не менее в общественном сознании и литературе понятие «корпоративное страхование» является устоявшимся, в связи с чем далее рассматриваемые отношения будут именоваться данным термином.