По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22

О чем думает инспектор труда?

Скавитин Алексей Васильевич канд. экон. наук, заведующий кафедрой экономики труда и управления персоналом, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: skavitin2000@mail.ru

В статье рассматриваются результаты анкетирования инспекторского состава Государственной инспекции труда в Иркутской области по вопросам состояния и применения трудового законодательства, а также условий, в которых складывается повседневная деятельность инспекторов. В число тем обсуждения вошли оценка действующего законодательства, роль профсоюзов и инспекции в системе трудового инфорсмента, вопросы социального партнерства, самооценка деятельности инспектора труда.

Литература:

1. Сапфирова А.А., Эртель А.Г. Правовое разграничение «внутренних» полномочий в государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации: справедливость и эффективность // Право и практика. – 2013. – № 4. – С. 34–39.

2. Скавитин А.В. Тенденции развития социально-трудовых отношений в условиях экономического кризиса // Экономический кризис и возможные пути его преодоления: материалы. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. – С. 184–193.

3. Трансформация системы управления человеческими ресурсами региона в условиях экономического кризиса: проблемы и тенденции / под ред. М.А. Винокурова, Т.Г. Озерниковой. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. – 360 с.

Результат деятельности правового инспектора для практика обычно раскрывается через официальную статистику Государственной инспекции труда (далее – ГИТ), выраженную в количестве проведенных проверок и выявленных нарушений, сумме наложенных штрафов и т.п. Благо, что в наш век информационных технологий вся информация о деятельности ГИТ, начиная от плана проверок и до отчетов об их проведении, доступна на сайтах региональных инспекций.

С точки зрения проверяемого, инспектор действует в рамках определяющего его деятельность законодательства в широком контексте и в рамках приказа о проверке в узком смысле – все это внешние организационно-правовые факторы. Но на восприятие инспектором ситуации, увиденной в организации в ходе проверки, способны повлиять и внутриличностные факторы, неотделимые от персоны конкретного инспектора – его ценностные установки, мотивация к труду, удовлетворенность работой, самооценка и т.д. Именно цели выявления мнений инспекторского состава ГИТ по целому ряду вопросов было посвящено исследование «Самооценка деятельности правового инспектора», проведенное в 2015 г. при помощи анкетного опроса инспекторского состава ГИТ в Иркутской области (22 сотрудника, подавляющее большинство – с опытом работы более трех лет). В результате был получен набор суждений и характеристик, своеобразный портрет, выражающий типичную самооценку деятельности правового инспектора и оценку условий, в которых эта деятельность складывается. Проанализируем основные выводы исследования.

• Инспекторы высоко оценивают роль ГИТ в системе трудового инфорсмента и значимость налагаемых санкций

Вначале инспекторам было предложено выразить свое мнение о том, какой внешний социально-экономический институт оказывает наибольшее влияние на решения работодателя в социально-трудовой сфере (табл. 1). Две трети инспекторов ГИТ считают свой институт наиболее авторитетным для работодателей, еще треть отмечает роль суда. Никто из инспекторов не выделил ведущую значимость профсоюзов.

Для Цитирования:
Скавитин Алексей Васильевич, О чем думает инспектор труда?. Кадровик. 2017;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: