Объективные перемены в поведенческих стереотипах и ценностных представлениях современной молодежи актуализирует необходимость системного исследования вопросов, прямо касающихся трудовых стратегий выпускников университетских комплексов. Одним из аспектов данного вопроса является институциональная практика взаимодействия вузов и представителей работодателей. Особая природа этого взаимодействия в нашей стране связна с тем, что исторически высшая школа всегда имела крепкую связь с реальным производством, под нужды и задачи которого государство формировало заказ на подготовку кадров региональным университетским комплексам. Реформирование системы образования и социально-экономические преобразования постсоветской России внесли корректировку в практику сотрудничества двух акторов профессионального обучения. В некоторых случаях вузам удавалось сохранить крепкие связи и развивать сотрудничество с региональными предприятиями, в том числе по линии подготовки целевых кадров, в других — каналы коммуникации разрывались, так как руководителям предприятий необходимо было решать экзистенциональные задачи.
Современная ситуация, в которой находятся вузы и работодатели, свидетельствует не только о постепенном восстановлении прочных коммуникаций между акторами образовательного процесса, но и об объективном стремлении многих их представителей инициировать новые технологии и формы взаимодействия.
Одним из таких современных ответов стали создаваемые при университетских комплексах страны центры карьеры и трудоустройства выпускников. Именно они представляются сегодня перспективным институтом коммуникаций образовательной среды и реального производства. Функциональные роли данных структурных подразделений образовательных организаций не ограничиваются исключительно решением вопроса занятости молодых людей, успешно освоивших программы подготовки бакалавриата, специалитета или магистратуры. Особенностью данных структур является ранняя профориентационная работа с обучающимися вуза. Данная работа включает широкий спектр мероприятий и форм интеграций, которые должны повлиять на профессиональный выбор студента и обеспечить на точке выхода из вуза его успешное трудоустройство. Это ключевая задача центров карьеры, особенно для регионов, которые страдают от высокого уровня оттока обученной молодежи. Для многих промышленных центров и регионов с высоким потенциалом для развития реального производства миграции выпускников обостряет и без того непростую ситуацию на рынке труда. Поэтому центры карьеры, решая задачи трудоустройства выпускников, участвуют в комплексном решении социально-экономических проблем регионов, включая трудовую миграцию молодежи.