По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.538

Новые технологии взаимодействия университетов с работодателями: как кадровые службы могут вырастить себе специалистов

Гарафутдинова Наталья Яковлевна канд. экон. наук, доцент кафедры таможенного дела и права, руководитель Центра реализации национальных и региональных проектов профессионального образования, занятости и трудоустройства, ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), 644046, г. Омск, просп. Маркса, д. 35, E-mail: Natali_27omsk@mail.ru
Лукаш Александр Викторович канд. филос. наук, доцент кафедры связи с общественностью, сервиса и туризма, зам. начальника учебно-методического управления, начальник учебного отдела, ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), 644046, г. Омск, просп. Маркса, д. 35, E-mail: Lukashs2017@bk.ru

Статья посвящена проблеме трудоустройства выпускников университетских комплексов. Авторы обосновывают новые технологии взаимодействия университетов с работодателями как фактор трудоустройства выпускников, используя в качестве эмпирической основы исследования опрос, проводимый в рамках первого этапа федерального проекта «Взлетная полоса для молодых профессионалов. Новые регионы» в 2023 г. Использование данных опроса позволили представить субъективные оценки молодежи относительно трудоустройства по специальности в зависимости от преобладающей практики поиска работы: (1)посредством интернета; (2) посредством ресурса социального капитала (знакомые/друзья/родители); (3) с помощью центров карьеры при вузах; (4) через государственные центры занятости населений. Выводы авторов: объективное движение современной молодежи в сторону информационно-коммуникативных технологий должно быть учтено и внедрено в работу взаимодействия университетов с работодателями и быть ориентировано на развитие иммерсивных кейсов, интерактивных карьерограмм профессий, геймификации процедуры независимой оценки сформированности профессиональных и надпрофессиональных компетенций, онлайн-наставничество и др.

Литература:

1. Бурмистрова В. С. Взаимодействие вуза и предприятия в области информационных технологий / В. С. Бурмистрова // Профессиональные коммуникации в научной среде — фактор обеспечения качества исследований: Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции, Альметьевск, 16 апреля 2024 г. — СПб.: Сциентиа, 2024. — С. 545–547. EDN CTDPNE.

2. Гунько А. Ю. Реалии и перспективы трудоустройства выпускников высших учебных заведений в условиях трансформации центров карьеры / А. Ю. Гунько, А. Т. Айдинова // Актуальные проблемы профессионального образования и социализации личности в условиях цифровой трансформации общества. — Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2021. — С.149–160. EDN FDBDGH.

3. Дружинина Е. С. Система показателей оценки деятельности и развития Центров трудоустройства и карьеры при экономических вузах с привлечением волонтеров / Е. С. Дружинина // Экономика устойчивого развития. — 2022. — № 4 (52). — С. 113–118. DOI: 10.37124/20799136_2022_4_52_113. EDN GTCBSK.

4. Назаров А. В. Параметрическая модель функционала центра карьеры образовательной организации / А. В. Назаров, М. Д. Волкова // Развитие территорий. — 2024. — № 2 (36). — С. 69–76. DOI : 10.32324/2412-8945-2024-2-69-76. EDN GJYAMX.

5. Непорада Н. П. Развитие компетенций в контексте работы вузовских центров карьеры / Н. П. Непорада, И. С. Александровский; Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского // Современный молодежный рынок труда: тренды, вызовы и перспективы развития: сборник научных статей Научно-практической конференции, Нижний Новгород, 25–26 ноября 2021 г. — НН.: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2021. — С. 396–399. EDN PCACDQ.

6. Полежаева Т. Ю. Высшее образование и успешность выпускников на рынке труда / Т. Ю. Полежаева // Социодинамика. — 2024. — № 6. — С. 75–82. DOI: 10.25136/2409-7144.2024.6.71102. EDN LTFCEY.

7. Рожкова К. В. От совмещения учебы с работой к совмещению работы с учебой? Изменение модели российского высшего образования / К. В. Рожкова, С. Ю. Рощин, П. В. Травкин // Вопросы образования. — 2024. — № 2. — С. 286–322. DOI: 10.17323/vo-2024-17242. EDN JCPTGU.

8. Сысоева Е. А. Аспекты реализации моделей взаимодействия центров карьеры вузов и предприятий промышленности в условиях трансформации рынка труда / Е. А. Сысоева, В. С. Жукова, Л. В. Широкова // Экономика промышленности. — 2023. — Т. 16. — № 2. — С. 238–246. DOI: 10.17073/2072-16332023-2-238–246. EDN PDDHPS.

9. Тихомиров С. А. Кадровое обеспечение промышленности Санкт-Петербурга за счет модернизации системы профессионального образования / С.А. Тихомиров // Вопросы культурологии. — 2024. — Т. 21. — № 5 (232). — С.419–431. DOI: 10.33920/nik-01-2405-04. EDN RFJFGS.

10. Федулов, И. С. Мониторинг и анализ трудоустройства выпускников инженерного факультета аграрного вуза (на примере ФГБОУ ВО АГАТУ) / И. С. Федулов // Вестник науки. — 2024. — Т. 2. — № 6 (75). — С. 417–422. EDN MHNDRL.

11. Широкова Л. В. Проявление системных проблем взаимодействия рынка труда и рынка образования в регионах России / Л. В. Широкова; Отв. ред. А. А. Бурмистрова и др. // Глобальные проблемы модернизации национальной экономики: Материалы IX Международной научно-практической конференции, Тамбов, 13 апреля 2020 г. — Тамбов: Державинский, 2020. — С. 237–243. EDN ODGZFJ.

Объективные перемены в поведенческих стереотипах и ценностных представлениях современной молодежи актуализирует необходимость системного исследования вопросов, прямо касающихся трудовых стратегий выпускников университетских комплексов. Одним из аспектов данного вопроса является институциональная практика взаимодействия вузов и представителей работодателей. Особая природа этого взаимодействия в нашей стране связна с тем, что исторически высшая школа всегда имела крепкую связь с реальным производством, под нужды и задачи которого государство формировало заказ на подготовку кадров региональным университетским комплексам. Реформирование системы образования и социально-экономические преобразования постсоветской России внесли корректировку в практику сотрудничества двух акторов профессионального обучения. В некоторых случаях вузам удавалось сохранить крепкие связи и развивать сотрудничество с региональными предприятиями, в том числе по линии подготовки целевых кадров, в других — каналы коммуникации разрывались, так как руководителям предприятий необходимо было решать экзистенциональные задачи.

Современная ситуация, в которой находятся вузы и работодатели, свидетельствует не только о постепенном восстановлении прочных коммуникаций между акторами образовательного процесса, но и об объективном стремлении многих их представителей инициировать новые технологии и формы взаимодействия.

Одним из таких современных ответов стали создаваемые при университетских комплексах страны центры карьеры и трудоустройства выпускников. Именно они представляются сегодня перспективным институтом коммуникаций образовательной среды и реального производства. Функциональные роли данных структурных подразделений образовательных организаций не ограничиваются исключительно решением вопроса занятости молодых людей, успешно освоивших программы подготовки бакалавриата, специалитета или магистратуры. Особенностью данных структур является ранняя профориентационная работа с обучающимися вуза. Данная работа включает широкий спектр мероприятий и форм интеграций, которые должны повлиять на профессиональный выбор студента и обеспечить на точке выхода из вуза его успешное трудоустройство. Это ключевая задача центров карьеры, особенно для регионов, которые страдают от высокого уровня оттока обученной молодежи. Для многих промышленных центров и регионов с высоким потенциалом для развития реального производства миграции выпускников обостряет и без того непростую ситуацию на рынке труда. Поэтому центры карьеры, решая задачи трудоустройства выпускников, участвуют в комплексном решении социально-экономических проблем регионов, включая трудовую миграцию молодежи.

Для Цитирования:
Гарафутдинова Наталья Яковлевна, Лукаш Александр Викторович, Новые технологии взаимодействия университетов с работодателями: как кадровые службы могут вырастить себе специалистов. Кадровик. 2024;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: