Данная методика основана на том, что мы анализируем не ответ человека, а его эмоциональную реакцию, в том числе на паравербальном и невербальном уровнях. Задаем прямые вопросы об отношении к тем факторам риска, которые хотим оценить.
Например, я могу задать вопрос: «Скажите, пожалуйста, как вы относитесь к алкоголю?» Если человек не видит для себя опасности в этом вопросе, он отвечает спокойно («Не особенно люблю», «Люблю пиво после бани выпить», «Предпочитаю такие-то напитки»).
Повышенная эмоциональность свидетельствует о вероятности того, что эта проблема для кандидата актуальна. Если он начинает активно оправдываться («Да что вы! Я никогда не злоупотребляю!») либо выдает агрессивную реакцию («Почему вы задаете мне такие вопросы?»), то в этих ситуациях нужно копать. Для этого необходимо через некоторое время задать другие вопросы для проверки того же фактора. Это могут быть проективные вопросы, а также пограничные вопросы, о которых мы поговорим позже. Подчеркиваю, как и на своих тренингах, мастер-классах и вебинарах, что на основании одного ответа на ЛЮБОЙ вопрос окончательных выводов делать нельзя, обязательно нужно проверить через какое-то время.
Аналогичные вопросы мы можем задать о наркотиках, воровстве, сливе конфиденциальной информации, наличии судимости и т. п. Самое главное: здесь мы оцениваем именно эмоциональную реакцию, понимая, что, когда человек чувствует, что вопрос для него опасен, он начинает нервничать. Очень рекомендую использовать подобного рода вопросы, когда вы подозреваете, что в данном кандидате, в его поведении могут быть определенные риски либо сама вакансия их подразумевает.
На что нужно обратить внимание при использовании опасных вопросов:
— Очень важно задавать их приветливым тоном, без агрессии, иначе мы можем создать о себе плохое впечатление и получить негативные комментарии в Интернете (или информация распространится по сарафанному радио).
— Необходимо в самом начале предупредить кандидата: «У нас есть своя методика проведения интервью. Некоторые вопросы могут показаться странными, но они никак не направлены против вас лично, мы ни в коем случае не хотим вас задеть или обидеть».