В настоящее время порядок установления и условия применения ненормированного рабочего дня регулируется ст. 118-1 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК), постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.12.2007 №1695 «О категориях работников, которым не устанавливается ненормированный рабочий день» [13], а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.03.2008 №408 «О предоставлении дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день» [14].
Ненормированный рабочий день в ст. 118-1 ТК определяется как особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут при необходимости эпизодически по письменному или устному приказу (распоряжению), постановлению нанимателя или по своей инициативе с ведома нанимателя или уполномоченного должностного лица нанимателя выполнять свои трудовые обязанности за пределами установленной нормы продолжительности рабочего времени.
Первый вопрос, возникающий в научной литературе в связи с приведенным определением ненормированного рабочего дня, связан с отнесением его к режиму работы или иным правовым категориям [3, с. 13; 19, с. 39; 24].
В данном контексте необходимо отметить, что данная проблема поднята еще в советский период и не разрешена до сих пор. Так, некоторыми авторами (Е.Н. Коршунова [7, с. 19], Г.К. Москаленко [9, с. 9] и др.) ненормированный рабочий день относился к виду рабочего дня, что оспаривалось Л.Я. Островским, указывавшим, что такой подход основан, скорее, на названии ненормированного рабочего дня, чем на его сущности. При этом Л.Я. Островским высказывалась точка зрения, согласно которой ненормированный рабочий день не является особой нормой рабочего времени, отличающейся от нормального или сокращенного рабочего дня, а назначение его состоит в том, чтобы выделить круг работников, труд которых по различным причинам не всегда может ограничиваться нормальным или сокращенным рабочим днем, и легализовать для них возможное в особых случаях превышение установленной нормы рабочего времени [17, с. 53–54]. Примечательно, что в более поздних своих работах Л.Я. Островский относил ненормированный рабочий день к «отклонению от установленных норм и режимов рабочего времени» [16, с. 41–45].