В отличие от работника, имеющего право расторгнуть трудовой договор в любое время без объяснения причин, работодатель, по современному законодательству, может уволить работника лишь при наличии оснований, указанных в законе. Одним из таких оснований является ликвидация организации, в процессе которой особое значение имеет вопрос о гарантиях и компенсациях.
Как известно, при проведении мероприятий, связанных с ликвидацией организации, о предстоящем увольнении работодатель обязан предупредить работников персонально и под подпись не менее чем за два месяца (ч. 1 ст. 180 ТК РФ). Однако в законе не определены правовые последствия несоблюдения данной процедуры. Если же обратиться к судебной практике, то суды исходят из того, что отсутствие подтверждения направления работнику уведомления об увольнении и отсутствие росписи работника являются основанием для признания увольнения незаконным (апелляционное определение Иркутского областного суда от 08.11.2013 по делу № 33-9160/13).
Также нет ясности, как поступить работодателю в случае отсутствия увольняемого работника в момент вручения уведомления в связи с больничным, отпуском и другими уважительными причинами. Судебная практика как вариант допускает возможным уведомить работника заказным письмом (апелляционные определения Омского областного суда от 17.12.2014 по делу № 33-8446/2014; апелляционное определение Московского городского суда от 06.09.2018 № 33-35021/2018), но не все суды соглашаются с данной позицией.
Так, материалами дела установлено, что работодатель направил уведомление о расторжении трудового договора на основании п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работнику по почте, но письмо вернулось с истекшим сроком хранения, что послужило основанием признания увольнения незаконным (кассационное определение Нижегородского областного суда от 25.10.2011 по делу №33-10242).
Наиболее спорным на современном этапе является вопрос о правомерности увольнения работника, если организация еще не завершила процесс ликвидации, т. е. фактически работодатель существует.