По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 65.209

Неформальная занятость как фактор нарушения социально-трудовых отношений

Низова Людмила Михайловна д-р экон. наук, профессор кафедры СНиТ, Государственный технологический университет, 424000, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, л. Ленина, д. 3, E-mail: nizova@yandex.ru
Исаева Валерия Васильевна бакалавриат, Поволжский Государственный технологический университет, 424000, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, л. Ленина, д. 3, E-mail: lera.isaeva.00.00@bk.ru

Исследованы причины неформальной занятости в субъектах Российской Федерации на основе конституционно-правовых документов и результатов экономической деятельности. Проведен сравнительный мониторинг динамики неформальной занятости в Российской Федерации и Республике Марий Эл за последние пять лет. На ситуацию в сфере занятости отрицательное воздействие оказали проблемы, вызванные распространением коронавирусной инфекции COVID-19 и санкциями. С учетом раскрытых причин вышеуказанных проблем авторами предложены меры по легализации трудовых отношений и укреплению дисциплины оплаты труда в социально-правовой сфере. Основными мерами являются расширение полномочий территориальных органов, повышение ответственности работодателей и правовая защита наемных работников, отказывающихся от работы без трудового договора.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации с изменениями, одобренными общероссийским голосованием 1 июля 2020 г.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_34683/.

3. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 19.11.2021) «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) [Электронный ресурс].— URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_60/.

4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. — URL: https://rosstat.gov.ru/.

5. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл [Электронный ресурс]. — URL: http://maristat.gks.ru/.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2006 года № 75 «О межведомственной комиссии при Правительстве Республики Марий Эл по вопросам укрепления дисциплины оплаты труда и уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию».

7. Официальный сайт Департамента труда и занятости Республики Марий Эл [Электронный ресурс].— URL: http://old.mari-el.gov.ru/fgszn/Pages/main.aspx.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на труд… на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы [1]. В Трудовом кодексе Российской Федерации выделен раздел «Трудовые отношения», в котором даются законодательное определение данного понятия и основания их возникновения: «трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора…» и «…за плату трудовой функции» [2]. Особое внимание этому уделяется в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации», согласно которому «занятыми считаются граждане, работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу, включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ» [3]. Однако в условиях нестабильной экономики, высокого уровня риска страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды как в Российской Федерации, так и в ее субъектах имеют место нарушения вышеназванных законодательных актов, ведущие к сокрытию занятости, оплаты труда ниже прожиточного минимума, ведущие к неформальной занятости и снижению социальной поддержки наемных работников.

Цель исследования — выявить причины неформальной занятости и определить меры по ее сокращению.

Аргументировать роль законодательных актов в сокращении неформальной занятости.

На основе мониторинга провести динамику численности граждан, занятых в неформальном секторе экономики в Российской Федерации и в Республике Марий Эл.

Обобщить формы и методы Межведомственной комиссии при Правительстве Республики Марий Эл.

Наибольшее количество граждан, находящихся в состоянии неформальной занятости, было в 2016 г. (15,4 млн), а наименьшее — в 2017 г.

Исследование за последние пять лет показало, что наибольшее количество граждан, находящихся в состоянии неформальной занятости, было в 2016 г. (15,4 млн.), а наименьшее — в 2017 г., что соответствовало 14,3 млн, или на 7,3 % меньше (рис. 1) [4].

Для Цитирования:
Низова Людмила Михайловна, Исаева Валерия Васильевна, Неформальная занятость как фактор нарушения социально-трудовых отношений. Кадровик. 2022;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: