В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на труд… на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы [1]. В Трудовом кодексе Российской Федерации выделен раздел «Трудовые отношения», в котором даются законодательное определение данного понятия и основания их возникновения: «трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора…» и «…за плату трудовой функции» [2]. Особое внимание этому уделяется в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации», согласно которому «занятыми считаются граждане, работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу, включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ» [3]. Однако в условиях нестабильной экономики, высокого уровня риска страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды как в Российской Федерации, так и в ее субъектах имеют место нарушения вышеназванных законодательных актов, ведущие к сокрытию занятости, оплаты труда ниже прожиточного минимума, ведущие к неформальной занятости и снижению социальной поддержки наемных работников.
Цель исследования — выявить причины неформальной занятости и определить меры по ее сокращению.
Аргументировать роль законодательных актов в сокращении неформальной занятости.
На основе мониторинга провести динамику численности граждан, занятых в неформальном секторе экономики в Российской Федерации и в Республике Марий Эл.
Обобщить формы и методы Межведомственной комиссии при Правительстве Республики Марий Эл.
Наибольшее количество граждан, находящихся в состоянии неформальной занятости, было в 2016 г. (15,4 млн), а наименьшее — в 2017 г.
Исследование за последние пять лет показало, что наибольшее количество граждан, находящихся в состоянии неформальной занятости, было в 2016 г. (15,4 млн.), а наименьшее — в 2017 г., что соответствовало 14,3 млн, или на 7,3 % меньше (рис. 1) [4].