По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 371.311.1

Наставничество: понятие, формы, эффективность для современных организаций

Погодина Ирина Владимировна канд. юрид. наук, доцент, заведующий кафедрой, ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых», E-mail: ipogodina@vlsu.ru
Кислина Алина Александровна магистрант, специалист по УМР кафедры ПООБП, ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых», E-mail: alinakislina@mail.ru

В наши дни наставничество становится все более популярным и востребованным способом обучения работников, создающим благоприятную среду для совместного роста, успеха организации в целом, адаптации нового сотрудника, дальнейшего продвижения по карьерной лестнице. В статье анализируется содержание понятия «наставничество», указываются причины его популяризации в корпоративной культуре, отмечается важность роли наставника. Выводы авторов подтверждаются отечественными и зарубежными исследованиями. Раскрываются техники и формы наставничества, этапы развития наставнических отношений, характеристики, присущие образу наставника, практика внедрения такого обучения, его положительные стороны, и указываются причины, по которым наставничество может «не работать». В заключение делается вывод о том, что эффективность наставничества зависит как от вовлеченности наставника и наставляемого в общее дело, их готовности к сотрудничеству, так и от политики организации и поддержки руководства.

Литература:

1. Югфельд Е. А. К вопросу о феномене наставничества: исторический аспект // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 5.

2. Погодина И. В. Кислина А. А. Карьерный капитал: понятие, структура, факторы формирования // Кадровик.— 2023. — № 6. — С. 63–67.

3. Ткачева Н. А., Фокина А. Б. К вопросу о потенциале наставничества // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1-2.

4. Clutterbuck D. Everyone Needs a Mentor. — London, 2014.

5. Кларин М. В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века // Экономика и образование. — 2016. — №5. — С. 105.

6. Субочева О. Н. Наставничество как фактор эффективности организации// Общество: социология, психология, педагогика. — 2016. — № 12.— С.26.

7. Локтюхина Н. В., Назарова У. А., Шабаева С. В. Развитие системы наставничества: российский и зарубежный опыт // Непрерывное образование: XXI век. — 2019. — № 4 (28). — С. 137.

8. Гринько Е. Н. Наставничество и наставник как социокультурные феномены // Человек. Культура. Образование.— 2023. — № 1 (47). — С. 22.

Одним из эффективных инструментов, способствующих освоению новых ролей при трудоустройстве, раскрытию и укреплению потенциала молодых специалистов, а также совершенствованию навыков уже трудоустроенного персонала, является наставничество.

Существование традиции наставничества, понимаемого как передача знаний от более опытного человека к менее опытному, предшествовало появлению самого термина. В различных культурах и сферах деятельности, включая ремесла, военное дело, образование, такие отношения складывались на протяжении нескольких веков, однако научный интерес к изучению наставничества и его практическим аспектам возник лишь во второй половине XX века [1].

Главная цель наставничества состоит в том, чтобы помочь заинтересованному человеку стать самостоятельным и успешным в выбранной сфере деятельности.

На внедрение наставничества в организационные структуры организаций повлияли следующие группы факторов:

1. Быстрое развитие технологий. Создание сети Интернет, социальных сетей, появление ранее неизвестных профессий и технических средств открыли возможности для обмена информацией, улучшения коммуникаций, совместного освоения определенных компетенций.

2. Потребность в обмене опытом и знаниями. Большинство работников стали стремиться к достижению профессиональных высот, личностному росту и накоплению карьерного капитала [2].

3. Необходимость межличностного общения. Все чаще люди начали осознавать важность позитивных и «здоровых» отношений на работе, основанных на доверии, взаимопомощи, желании вдохновить следующее поколение [3].

4. Разработка просветительских программ. Наставничество получило распространение благодаря активной поддержке государства и признанию его ценности как наиболее действенного метода обучения во многих организациях и учебных заведениях. Указом Президента РФ 2023 г. был объявлен в России Годом педагога и наставника (Указ Президента Российской Федерации от 27.06.2022 № 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника»), в связи с чем стали приниматься меры для продвижения наставничества и повышения его значимости в обществе.

Для Цитирования:
Погодина Ирина Владимировна, Кислина Алина Александровна, Наставничество: понятие, формы, эффективность для современных организаций. Кадровик. 2023;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: