По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22

Наставничество: от прошлого к настоящему

Клепалова Юлия Игоревна канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского права, СЗФ ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», 197046, г. Санкт-Петербург, Александровский парк, д. 5, E-mail: klepalova.yulia@yandex.ru

В статье рассматривается система наставничества, сложившаяся в нашей стране в советский период. Сделан вывод о причинах актуальности исторического опыта наставничества в современный период.

Литература:

1. Маравина С. В. Историко-теоретический анализ системы наставничества в античном мире // Нижегородское образование. — 2021. — № 2. — С. 102–107.

2. Кругликова Г. А. Наставничество как форма профессиональной адаптации: исторический аспект // Вестник социально-гуманитарного образования и науки.— 2020. — № 2. — С. 51–52.

3. Быстрова Н. В. Наставничество как педагогический феномен: история и современность / Н. В. Быстрова, С. А. Цыплакова, А. К. Преснова, А. С. Пасечник // Инновационная экономика. Перспективы развития и совершенствования. — 2019. — № 3 (37). — С. 18–24.

4. Урмина И. А. Наставничество, его значение в истории и современности // Социальная политика и социология. — 2010. — № 7. — С. 85–94.

5. Свадковская М. М. Подготовка новых рабочих кадров методом индивидуального ученичества. — М.: Трудрезервиздат, 1959. — 58 с.

6. Никитин А. А., Авдонина Т. М. Институт наставничества в прокуратуре и иных государственных органах России // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2023. — № 2 (151). — С. 198.

7. Александрова О. А. Проблема дефицита кадров в промышленном секторе экономики: причины и направления решения // Уровень жизни населения регионов России. — 2024. — Т. 20. — № 2. — С. 151.

8. Темницкий А. Л. Отношение к труду молодых рабочих промышленных предприятий в советский и постсоветский периоды // Социологический журнал.— 2003. — № 4. — С. 66–85.

9. Приложение № 5 «Порядок отбора работников ОАО «РЖД» для осуществления наставничества» к Положению об адаптации работников в ОАО «РЖД», утвержденное распоряжением президента ОАО «РЖД» 29.12.2015 № 3128р [Электронный ресурс]. — URL: https://dprof.info/wp-content/uploads/201 6/03/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0 %B5-%D0%BE%D0%B1-%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B0%D1 %86%D0%B8%D0%B8-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0% B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2.pdf?ysclid=m795crrgqn949636425 (дата обращения: 17.02.2025).

10. http://psp.imcnev.ru/file/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84%D1%81%D 1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%82_%D0%9D%D0%B0% D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%9F%D1%80% D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82.pdf.

11. Лыжин А. И. Институт наставничества как технология привлечения и подготовки новых рабочих кадров // Инсайт. — 2020. — № 1. — С. 15–24.

12. Приложение № 4 План адаптации в должности к Положению об адаптации работников в ОАО «РЖД», утвержденное распоряжением президента ОАО «РЖД» 29.12.2015 № 3128р [Электронный ресурс]. — URL: https://dprof.info/wp-content/uploads/2016/03/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D 0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BE%D0%B1-%D0%B0%D 0%B4%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D1%80%D0 %B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2. pdf?ysclid=m795crrgqn949636425 (дата обращения: 17.02.2025).

13. Система наставничества в ООО «Газпром трансгаз Томск» [Электронный ресурс]. — URL: https://bc-nark.ru/best/our/67702/?ysclid=m6nrrtq9tb247811706 (дата обращения: 02.02.2025).

14. Прохорова М. П., Солодова П. А. Педагогические средства обеспечения наставничества на современных предприятиях // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. — С. 117–120.

15. Галимова А. Ш., Поколова М. В. Методы наставничества, применяемые в современных компаниях // Economy and Business: Theory and Practice. — 2003.— Vol. 1-1 (95). — С. 87–91 (89).

16. Пункт 20 Положения об адаптации работников в ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением президента ОАО «РЖД» 29.12.2015 № 3128р [Электронный ресурс]. — URL:https://dprof.info/wp-content/uploads/2016/03/% D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BE%D0%B1-%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B0%D1%86 %D0%B8%D0%B8-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%B 8%D0%BA%D0%BE%D0%B2.pdf?ysclid=m795crrgqn949636425 (дата обращения: 17.02.2025).

2023 г. был объявлен годом педагога и наставника в соответствии с Указом Президента РФ от 27.06.2022 № 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника», в котором был сделан акцент на необходимость признания особого статуса педагога, включая выполняющего функцию наставника. Однако она может осуществляться не только педагогами, но и работниками, выполняющими различные трудовые функции.

Наставничество является многовековой традицией, берущей свое начало в Древней Греции [1]. Первенство в исследовании феномена наставничества в нашей стране принадлежит педагогу К. Д. Ушинскому [2], которое рассматривалось им как одна из задач и функций педагога. Связь же наставничества с производством отмечается после Октябрьской революции 1917 г. и установления советской власти. Одной из важнейших задач, стоявших перед государством в то время, являлась подготовка квалифицированных кадров в короткие сроки в условиях практически полностью разрушенной экономики и промышленности страны. Единственным выходом в этой ситуации виделось обучение рабочих кадров в условиях производства на основе дореволюционного опыта кураторства [3, 4], распространенного в университетской среде. До середины XX века система наставничества выглядела следующим образом: за опытным и квалифицированным работником закреплялись молодые специалисты, которые под его руководством осваивали профессию и переводились на самостоятельную работу. А «под учениками разумелись лица, состоящие в школах ученичества, учебных бригадах и мастерских, а также проходящие индивидуальное обучение в процессе производства, под руководством квалифицированных рабочих» (ст. 121 Кодекса законов о труде РСФСР 1922 г.).

После Великой Отечественной войны наставничество вновь обрело свою актуальность — страну необходимо было восстанавливать в кратчайшие сроки в условиях кадрового дефицита, нарушения преемственности поколений работников на производстве, что обусловило необходимость адаптировать молодежь, передавать ей опыт, обучать непосредственно на предприятиях, что привело в том числе к появлению научных исследований, посвященных наставничеству [5].

Для Цитирования:
Клепалова Юлия Игоревна, Наставничество: от прошлого к настоящему. Кадровик. 2025;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: