По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Нарисуем, будем пить. Эстетика виноделия в изобразительном искусстве

Сегодня мы редко задумываемся о значении вина в нашей жизни, относясь к этому напитку как к приятному дополнению трапезы. Но так было не всегда. В былые эпохи в том, что у вина божественное происхождение, а процесс его распития едва ли не магический ритуал, не было никакого сомнения. Иначе бы попало оно на полотна великих мастеров?

Сюжетов и легенд, в которых вино становится главным действующим персонажем или катализатором драматических событий, в мировой культуре более чем достаточно. Начиная от древнегреческой мифологии, библейских сюжетов и заканчивая «низкими» жанрами — народными анекдотами и курьезами. Вполне естественно, что мастераживописцы вдохновлялись этими сюжетами и представляли полотна, на которых вино завязывает драматическую линию,— касается это масштабных исторических событий, иллюстраций литературных произведений или картин повседневной жизни.

Благодаря бокалу вина на известной картине Рембрандта «Автопортрет с Саскией на коленях» у картины появляется эмоциональный накал, в создании единого образа он оказывается едва ли не главным штрихом. Вино в данном случае — неизменный атрибут веселья, радостного светского общения. Момент явно незаурядный — представитель золотого века голландской живописи запечатлел себя с бокалом вина, на праздничном столе красуется пирог с павлином, все герои шедевра повернулись к зрителям, словно приглашая их разделить веселое застолье.

Вино может сопровождать не только исторические перемены в жизни героев. Оно становится и участником бытовых сцен. У известного голландского художника Яна Вермеера, автора знаменитой картины «Девушка с жемчужной сережкой», есть произведение в стиле камерной живописи «Бокал вина». Здесь вино — символ соблазнения. На картине изображены девушка и молодой человек. Именно девушка пьет вино, тогда как мужчина только подливает.

Пробуждение лукавых помыслов, приглашение к игре с неким сексуальным подтекстом, погружение в сладкий сон опьянения, состояние измененного сознания — все эти ассоциации живо возникают, когда мы смотрим на картину Рубенса «Два сатира». Один из них с хитрым взглядом искусителя держит в руках виноградную лозу, другой уже пьет вино. Живой, волнующе-яркий стиль художественного изображения вовлекает зрителя в почти азартную игру.

Там, где на картинах великого мастера в основу сюжета положен некий церемониал, вино почти всегда занимает центральное место. Так, на картине «Венера, Купидон, Вакх и Церера», на которой невинной Церере Вакх преподносит чашу с вином, она становится символом ключевого жизненного поворота в судьбе персонажа.

Для Цитирования:
Марина Лескова, Нарисуем, будем пить. Эстетика виноделия в изобразительном искусстве. Современный ресторан. 2023;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: