По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Нарисуем, будем пить. эстетика виноделия в изобразительном искусстве

Ключевые слова:

Сегодня мы редко задумываемся о значении вина в нашей жизни, относясь к этому напитку как к приятному дополнению трапезы. Но так было не всегда. В былые эпохи в том, что у вина божественное происхождение, а процесс его распития едва ли не магический ритуал, не было никакого сомнения. Иначе бы попало оно на полотна великих мастеров?

Сюжетов и  легенд, в  которых вино становится главным действующим персонажем или катализатором драматических событий, в  мировой культуре более чем достаточно. Начиная от  древнегреческой мифологии, библейских сюжетов и  заканчивая «низкими» жанрами  — народными анекдотами и  курьезами. Вполне естественно, что мастераживописцы вдохновлялись этими сюжетами и представляли полотна, на  которых вино завязывает драматическую линию, — касается это масштабных исторических событий, иллюстраций литературных произведений или картин повседневной жизни.

Благодаря бокалу вина на  известной картине Рембрандта «Автопортрет с Саскией на коленях» у картины появляется эмоциональный накал, в создании единого образа он оказывается едва ли не главным штрихом. Вино в данном случае — неизменный атрибут веселья, радостного светского общения. Момент явно незаурядный  — представитель золотого века голландской живописи запечатлел себя с  бокалом вина, на  праздничном столе красуется пирог с  павлином, все герои шедевра повернулись к зрителям, словно приглашая их разделить веселое застолье.

Вино может сопровождать не  только исторические перемены в  жизни героев. Оно становится и  участником бытовых сцен. У  известного голландского художника Яна Вермеера, автора знаменитой картины «Девушка с  жемчужной сережкой», есть произведение в стиле камерной живописи «Бокал вина». Здесь вино  — символ соблазнения. На  картине изображены девушка и  молодой человек. Именно девушка пьет вино, тогда как мужчина только подливает.

Пробуждение лукавых помыслов, приглашение к игре с неким сексуальным подтекстом, погружение в сладкий сон опьянения, состояние измененного сознания — все эти ассоциации живо возникают, когда мы смотрим на картину Рубенса «Два сатира». Один из них с хитрым взглядом искусителя держит в руках виноградную лозу, другой уже пьет вино. Живой, волнующе-яркий стиль художественного изображения вовлекает зрителя в почти азартную игру.

Для Цитирования:
Марина Лескова, Нарисуем, будем пить. эстетика виноделия в изобразительном искусстве. Современный ресторан. 2018;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: