Сюжетов и легенд, в которых вино становится главным действующим персонажем или катализатором драматических событий, в мировой культуре более чем достаточно. Начиная от древнегреческой мифологии, библейских сюжетов и заканчивая «низкими» жанрами — народными анекдотами и курьезами. Вполне естественно, что мастераживописцы вдохновлялись этими сюжетами и представляли полотна, на которых вино завязывает драматическую линию, — касается это масштабных исторических событий, иллюстраций литературных произведений или картин повседневной жизни.
Благодаря бокалу вина на известной картине Рембрандта «Автопортрет с Саскией на коленях» у картины появляется эмоциональный накал, в создании единого образа он оказывается едва ли не главным штрихом. Вино в данном случае — неизменный атрибут веселья, радостного светского общения. Момент явно незаурядный — представитель золотого века голландской живописи запечатлел себя с бокалом вина, на праздничном столе красуется пирог с павлином, все герои шедевра повернулись к зрителям, словно приглашая их разделить веселое застолье.
Вино может сопровождать не только исторические перемены в жизни героев. Оно становится и участником бытовых сцен. У известного голландского художника Яна Вермеера, автора знаменитой картины «Девушка с жемчужной сережкой», есть произведение в стиле камерной живописи «Бокал вина». Здесь вино — символ соблазнения. На картине изображены девушка и молодой человек. Именно девушка пьет вино, тогда как мужчина только подливает.
Пробуждение лукавых помыслов, приглашение к игре с неким сексуальным подтекстом, погружение в сладкий сон опьянения, состояние измененного сознания — все эти ассоциации живо возникают, когда мы смотрим на картину Рубенса «Два сатира». Один из них с хитрым взглядом искусителя держит в руках виноградную лозу, другой уже пьет вино. Живой, волнующе-яркий стиль художественного изображения вовлекает зрителя в почти азартную игру.