Первый, и самый популярный вид манипуляций, — это давление на жалость. Обычно его используют женщины-сотрудницы по отношению к мужчинам-руководителям или к женщинам, старше них самих. Это звучит примерно так: «Иван Петрович, можно я сегодня чуть-чуть пораньше уйду, у меня ребенок в детском саду сидит и плачет, ждет маму». Как правило, когда используется такая манипуляция, ни один мужчина устоять не может, и тем более — женщина «в возрасте», ведь играют на ее материнских чувствах. Всем сразу представляются несчастные, плачущие дети, и манипуляция срабатывает. Если же посмотреть в реальности, то девушки, использующие такой ход, чаще всего делают следующее: компьютер выключается в 17.00, через 10 минут ее уже нет на работе, и дальше ее путь лежит, как правило, не в детский сад, а в магазин, парикмахерскую или химчистку и т. д. Мотив такого поступка — добиться для себя определенных послаблений, некоего социального статуса, их позволяющего. Здесь нет вымогательства в деньгах, но есть в нагрузке. Как правило, для руководителя это является ловушкой: если поддался один-два раза, то при следующем отказе ты выглядишь жестоким и бессердечным деспотом. И переломить такую ситуацию почти невозможно.
Следующий вид манипуляций — это игра на чувстве вины. Как правило, используется рядовыми сотрудниками по отношению к семейному руководителю. Строятся они примерно так: «Вот вы меня заставили полететь в командировку, а я теперь заболела», или «Вы меня задерживали всю неделю на работе, а у меня ребенок брошенный сидел», или «Вы меня не отпустили вовремя домой, а у сына теперь сплошные двойки». Или мужской вариант: «Мне давно уже машину надо было в сервис поставить, коробка «сбоила», но из-за ваших постоянных задержек и переработок я всё откладывал. И вот сегодня в сервис на эвакуаторе поехал. Теперь целую неделю без машины. Кто мне это компенсирует?».
Это манипуляция, близкая к первой, но упор делается не на жалость, а на вину. И она имеет более долгие последствия: ведь когда руководитель чувствует себя виноватым по отношению к сотруднику, он не просто проявляет снисхождение (разрешая уйти пораньше, прийти попозже), но начинает делать послабления в работе, не требует соблюдения дедлайна или строго не спрашивает о выполнении задания. Мотивом здесь служит желание создать определенную дистанцию между собой и руководителем и оградить себя от дополнительных нагрузок.