Увеличение разнообразия организационно-правовых форм, в которых могут создаваться и функционировать государственные и муниципальные учреждения, — один из центральных вопросов многочисленных дискуссий, которые ведутся на протяжении ряда лет, затрагивая вопросы модернизации социальной сферы.
Согласно отечественному законодательству, в Российской Федерации в зависимости от типа собственника выделяют три вида учреждений: государственные, частные и муниципальные. В свою очередь, как государственные, так и муниципальные организации могут подразделяться на автономные, бюджетные и казенные [2]. Автономное учреждение (АУ) — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в сферах физической культуры и спорта, науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения.
Деятельность автономных учреждений регулируется федеральным законом от 03.11.2006 № 174 «Об автономных учреждениях» [1]. Федеральное автономное учреждение (далее — ФАУ) — некоммерческая организация, выполняющая работы, оказывающая услуги, решение о создании которой принимает правительство РФ на основании предложений федеральных органов исполнительной власти [3].
Осуществление деятельности учреждениями во многом зависит от того, насколько каждый из сотрудников замотивирован на продуктивную реализацию своих обязанностей. В связи с этим достаточно остро встает вопрос построения оптимальной системы мотивации для федеральных автономных учреждений и их филиалов.
Термин «мотивация» основан на понятии «мотив» и пришел в экономику из философии, психологии и менеджмента. Проводя исторический экскурс, И.М. Алиев пишет: «Научному изучению причин активности человека и животных, их детерминации, положили начало еще великие мыслители древности — Аристотель, Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ, упоминавшие о «нужде как учительнице жизни» [5, с. 28]. Позже разработкой вопросов мотивации занима лись различные школы: интроспективизм, бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ. Для большинства зарубежных теорий мотивации характерно рассмотрение мотивов как изначально присущих человеку. В концепциях бихевиоризма мотивы поведения понимаются как причина телесных реакций организма на внешние воздействия.