Основным предназначением государственной службы является служение обществу и гражданам страны, формирование сильного и эффективно функционирующего государства. По своему содержанию трудовая деятельность госслужащих направлена на реализацию общенациональных интересов, на всемерное укрепление и развитие общественного и государственного строя. Такое предназначение накладывает существенный отпечаток на характер ее деятельности и подразумевает высокую степень ответственности должностных лиц за принимаемые решения, их осуществление, результаты и последствия.
С одной стороны, существует необходимость использования высокого интеллектуального и творческого потенциала работников госслужбы для решения многих, стоящих перед нею управленческих задач, с другой – жесткая нормативная регламентация деятельности и трудовой дисциплины, не всегда объективное продвижение по карьерной лестнице, отсутствие связи размера вознаграждения и достигнутых результатов в работе, законодательные ограничения на возможность получения служащими дополнительных доходов помимо основного места работы. Такая двойственность приводила на протяжении многих лет к отсутствию заинтересованности в более результативной работе многи х госсл ужа щи х среднего у ровня, к коррупции – госслужащих высокого уровня.
В 2001 г. существовала лишь небольшая дифференциация в оплате труда госслужащих, а их труд был недооценен по сравнению с трудом ру ководителей и специа листов в негосударственном секторе экономики [1]. Уровень среднемесячной заработной платы государственных служащих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации был в 1,4 раза выше, чем уровень среднемесячной заработной платы государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. При этом оп лата труда государственны х служащих, замещающих соотносимые должности, была меньше по сравнению с негосударственным сектором для главных менеджеров (руководителей организаций и их заместителей) в 10–15 раз, для старших менеджеров (руководителей структурных подразделений организаций) в 7–10 раз, для менеджеров (специалистов, руководителей отдельных проектов) в 3–7 раз, для администраторов (исполнителей проектов) в 1,5–3 раза [2].