По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 369.032.2

Мотивация работников государственной службы России: достижения и проблемы

Мясоедова Татьяна Генриховна д-р экон. наук, профессор, директор Института профессионального развития, ФБГОУ ВО «Российский химикотехнологический университет им. Д.И. Менделеева», 125047, г. Москва, Миусская площадь, д. 9
Усанова Мария Игоревна магистрант, ФБГОУ ВО «Российский химикотехнологический университет им. Д.И. Менделеева», 125047, г. Москва, Миусская площадь, д. 9, e-mail: caremasha@yandex.ru

Проанализированы результаты исследований, посвященных мотивации государственных служащих Российской Федерации в ретроспективе проведенных реформ госслужбы. Показано, что в результате реформ 2003–2005 гг., 2009–2013 гг. решен ряд проблем, связанных с расширением перечня льгот для госслужащих, но не создана система адекватных материальных стимулов в зависимости от объема и результатов их работы.

Литература:

1. https://zakonbase.ru [Электронный ресурс]. – URL: https://zakonbase. ru/content/part/402904 (дата обращения 02.01.2018 г.).

2. А к и мов Л., Юферова Е. Сотрудники госслужбы – тоже перс он а л [Эле к т р он н ы й р е с у р с]. – U R L: ht t p://w w w.emd.r u/pr e s s/ publish/st14.php (дата обращения: 1.02.11.2018 г.).

3. Реформы госслужбы в России: исследование муниципальных и государственных служащих [Электронный ресурс]. – URL: http://textarchive.ru/c1690933-pall.html (дата обращения: 21.11.2017 г.).

4. https://zakonbase.ru [Электронный ресурс]. – URL: https://zakonbase. ru/content/part/591191 (дата обращения: 02.01.2018 г.).

5. Чернова Е. Повышение мотивации труда государственных служащих // Кадровик. Трудовое право для кадровика. – 2009. – № 3. – С. 42–47.

6. Васильева Е.И. Мотивация профессиональной деятельности государственных гражданских служащих. – Ек ат ери нбу рг, 2010 // [Элек т ронный ресурс]. – URL: http://avtoreferat. seluk.r u/at-sotsiologiya/19098-1motivaciya-professionalnoy-deyatelnostigosudarstvennih-grazhdanskihsluzhaschih.php (дата обра щения: 02.01.2018 г.).

7. Указ Президента РФ от 10.03.2009 г. № 261 «О федеральной программе “Реформирова ние и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 – 2 013 г г.) ”» // [Эл е к т р о н н ы й р е с у рс]. – U R L: http://base.ga ra nt. r u/195051/#i x zz531O3EyL2 (дата обращения 02.01.2018 г.).

8. Р о г о ж к и н Го с у д а р с т в е н н ы е служащие: особо ответственн ы й т р у д – о с о б а я м о т и в а ц и я // К а д р о в и к . – 2 012 . – № 11 [ Э л е к тронный ресу рс]. – UR L: http://hrpor t a l.r u/a r t icle/gosuda rst ven nyesluzhashchie-osobo-otvetstvennyytrud-osobaya-motivaciya (дата обращения: 21.11.2017 г.).

9. Резул ьтаты нау ч но-ме тод ического обеспечения противодейс т в и я к орр у п ц и и и ме р а х по ег о совершенствованию [Электронный ресурс]. – URL: http://w w w.izak.ru/ img _content/pdf/dok lad_nauchnometod._obespechenie.pdf (дата обращения: 01.02.2018 г.).

10. Б орще в с к и й Г. А . Р е ф орм ирова н ие государс твен ной с л у жбы в России (2009 –2013 гг.): промеж уточные итоги и перспективы [Электронный ресурс]. – URL: https://vgmu. hse.ru/data/2014/10/08/1100894617/ Борщевский.pdf (дата обра щения: 8.01.2018 г.).

11. Ст ат ис т и к а по п рофесси я м и отраслям [Электронный ресурс]. – U R L: http://k i rov.r usplt.r u/i ndex/ srednyaya-zarplata-v-kirove-27944.html (дата обращения: 01.02.2018 г.).

12. Льготы для госслужащих в России (2015) [Электронный ресурс]. – URL: http://pravovedus.ru/practical-law/ lgotyi-dlya-gossluzhashhih-v-rossii/# (дата обращения.02.01.2018 г.).

13. О численности и оплате труда гос ударс твен н ы х гра ж да нск и х и муниципальных служащих на региональном уровне за 2016 год [Электронный ресурс]. – URL: http://www. gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/ Stg/d02/54-2016.htm (дата обращения: 01.02.2018 г.).

14. Сред немес я ч на я нач ис ленная номинальная и реальная заработная плата работников организа ций [Электронный ресу рс]. – UR L: http://w w w.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/wages.

15. К он к у рс « Лу ч ш ие к а д ровые практики на государственной гражданской и муниципальной службе» [Электронный ресурс]. – URL: https:// rosmintrud.ru/ministry/programms/ go s slu z hb a/12 ( д ат а о бр а ще н и я: 01.02.2018 г.).

Основным предназначением государственной службы является служение обществу и гражданам страны, формирование сильного и эффективно функционирующего государства. По своему содержанию трудовая деятельность госслужащих направлена на реализацию общенациональных интересов, на всемерное укрепление и развитие общественного и государственного строя. Такое предназначение накладывает существенный отпечаток на характер ее деятельности и подразумевает высокую степень ответственности должностных лиц за принимаемые решения, их осуществление, результаты и последствия.

С одной стороны, существует необходимость использования высокого интеллектуального и творческого потенциала работников госслужбы для решения многих, стоящих перед нею управленческих задач, с другой – жесткая нормативная регламентация деятельности и трудовой дисциплины, не всегда объективное продвижение по карьерной лестнице, отсутствие связи размера вознаграждения и достигнутых результатов в работе, законодательные ограничения на возможность получения служащими дополнительных доходов помимо основного места работы. Такая двойственность приводила на протяжении многих лет к отсутствию заинтересованности в более результативной работе многи х госсл ужа щи х среднего у ровня, к коррупции – госслужащих высокого уровня.

В 2001 г. существовала лишь небольшая дифференциация в оплате труда госслужащих, а их труд был недооценен по сравнению с трудом ру ководителей и специа листов в негосударственном секторе экономики [1]. Уровень среднемесячной заработной платы государственных служащих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации был в 1,4 раза выше, чем уровень среднемесячной заработной платы государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. При этом оп лата труда государственны х служащих, замещающих соотносимые должности, была меньше по сравнению с негосударственным сектором для главных менеджеров (руководителей организаций и их заместителей) в 10–15 раз, для старших менеджеров (руководителей структурных подразделений организаций) в 7–10 раз, для менеджеров (специалистов, руководителей отдельных проектов) в 3–7 раз, для администраторов (исполнителей проектов) в 1,5–3 раза [2].

Для Цитирования:
Мясоедова Татьяна Генриховна, Усанова Мария Игоревна, Мотивация работников государственной службы России: достижения и проблемы. Кадровик. 2018;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: