IT-технологии проникли во все сферы социальной жизни людей и принесли им определенную свободу, позволив получать любые виды информации, построив систему коммуникаций с любыми субъектами в любое время в любой точке мира. Но эти же технологии лишили людей свободы, делая всех все более контролируемыми [1]. Новые технологии порождают новые формы подчинения, которые, как отмечено французским юристом Аленом Супио[2], носят замаскированный характер и становятся более жесткими и эффективными по сравнению с аналоговыми, предполагающими «лишь пристальный взгляд руководителя» в течение своего рабочего времени [3]. Под «прицелом» систем социального мониторинга находятся работники различных сфер деятельности. Согласно представленным в открытом доступе опросам, лидером в России является область IT: ее представители признались, что просматривают соцсети своих потенциальных сотрудников в 74% случаев. Следом за ними идет обрабатывающее производство (73%), и с большим отставанием замыкает тройку сфера продаж (59%).
Под «прицелом» систем социального мониторинга находятся работники различных сфер деятельности.
Предпосылки мониторинга главным образом сводятся к желанию работодателя отслеживать такую информацию о работниках, как:
• подтверждение соответствующего уровня квалификации (58%);
• соответствие кандидата его профессиональному статусу (50 %);
• комментарии о нем от других пользователей (34 %) [4].
Проводимые опросы свидетельствуют, что к причинам мониторинга на практике также относят предупреждение потенциальных злоупотреблений служебным положением, имеющим серьезные последствия для бизнеса [4], а также защиту работодателями своих репутационных интересов, интеллектуальной собственности и коммерческой тайны.
Действительно, пользователи социальных статей делятся огромным объемом персональных данных, на основе которых работодатель может сделать выводы о профессиональных способностях, лояльности, общественных и политических взглядах и прочих аспектах личности сотрудников. Причем, разместив их в интернет-пространстве, работники фактически утрачивают всякую способность контролировать их распространение, и тем самым они уже не могут влиять на их обработку и передачу вне зависимости от объема прав, предоставленных работодателям или иным операторам, обрабатывающим персональные данные.