По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Микрообучение как стратегический HR-инструмент

Рыбанов Александр Александрович канд. техн. наук, доцент, заведующий кафедрой информатики и технологии программирования, Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета, г. Волжский, Е-mail: rybanoff@yandex.ru

Статья посвящена исследованию микрообучения как стратегического инструмента HR-менеджмента в условиях цифровой трансформации. Рассматриваются ключевые преимущества данной методики, включая гибкость, персонализацию и снижение когнитивной нагрузки, а также анализируются ее ограничения. На основе эмпирических данных демонстрируется эффективность микрообучения в корпоративном обучении, включая повышение мотивации сотрудников и экономию затрат. Особое внимание уделено практическим аспектам интеграции микрообучения в HR-стратегии, таким как адаптация новых сотрудников, развитие управленческих компетенций и формирование культуры непрерывного обучения. В заключение подчеркивается значимость микрообучения для повышения продуктивности персонала и укрепления организационной культуры.

Литература:

1. Маслова В. М. Траектория обучения и развития персонала, ориентированная на стратегию организации / В. М. Маслова // Экономические системы. — 2021. — Т. 14. — № 1. — С. 106–113.

2. Полякова А. И. Разработка системы корпоративного обучения в условиях цифровизации / А. И. Полякова, Е. В. Котова // Современное педагогическое образование. — 2022. — № 12. — С. 175–181.

3. Хисамутдинова А. А. Разработка модели компетенций специалиста по микрообучению персонала организаций в условиях удаленной работы / А. А. Хисамутдинова, О. Л. Чуланова // Материалы Афанасьевских чтений. — 2021. — № 1 (34). — С. 79–94.

4. Карпенко М. П. Когнитивные подходы к построению микрообучения / М. П. Карпенко, В. А. Басов, М. Е. Широкова // Инновации в образовании. — 2021. — № 8. — С. 37–42.

5. Чуланова О. Л. Трансформация обучения персонала организаций: разработка программы внедрения технологии микрообучения в условиях удаленной работы персонала, обусловленной пандемией COVID-19 / О. Л. Чуланова, О. А. Хоробрых // Вестник евразийской науки. — 2020. — Т. 12. — № 3. — С. 62.

6. Карпенко О. М. Микрообучение: преимущества и ограничения / О. М. Карпенко // Инновации в образовании. — 2022. — № 6. — С. 32–37.

7. Чуланова О. Л. Микрообучение как технология совершенствования обучения персонала организации с целью получения целевых знаний / О. Л. Чуланова, А. А. Хисамутдинова // Материалы Афанасьевских чтений. — 2020. — № 2 (31). — С. 5–18.

8. Белоногова Е. И. Использование цифровых технологий в обучении персонала / Е. И. Белоногова, И. Н. Махмудова // Slovak International Scientific Journal. — 2018. — № 16-1. — С. 19–22.

Современные условия цифровой экономики, обусловленные интенсивным развитием информационных технологий, формируют новые требования к системам обучения и профессионального развития персонала. В данном контексте особую актуальность приобретает внедрение инновационных образовательных форматов, обеспечивающих гибкость, оперативность и высокую эффективность процесса формирования компетенций сотрудников. Одним из наиболее перспективных инструментов в этой области выступает микрообучение (microlearning), которое позволяет реализовывать принципы непрерывного образования в условиях дефицита временных ресурсов и высокой динамики трансформаций на рынке труда [1, 2].

Микрообучение представляет собой образовательную методику, основанную на использовании краткосрочных, тематически сфокусированных учебных модулей, направленных на быстрое усвоение знаний и формирование практических навыков. В отличие от традиционных подходов к обучению, данный метод обеспечивает целенаправленную подачу информации в формате, оптимизированном для восприятия и последующего применения. В условиях ускорения технологических изменений и трансформации бизнес-процессов микрообучение становится ключевым элементом стратегического управления человеческими ресурсами.

С методологической точки зрения микрообучение можно определить как технологию дидактического проектирования, ориентированную на предоставление учебного материала в виде компактных, логически завершенных модулей, что способствует оперативному внедрению полученных знаний в профессиональную деятельность [3]. Результаты когнитивных исследований свидетельствуют о высокой эффективности данного формата, поскольку он позволяет структурировать информацию вокруг ограниченного числа ключевых концептов, тем самым повышая уровень ее усвоения [4]. Особую значимость микрообучение приобретает в контексте распространения дистанционных форматов работы, обусловленных глобальными изменениями, такими как пандемия COVID-19, когда традиционные методы корпоративного обучения становятся менее доступными [5].

Для Цитирования:
Рыбанов Александр Александрович, Микрообучение как стратегический HR-инструмент. Кадровик. 2025;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: