Российская Федерация как полноценный член мирового сообщества, ориентируясь на мировой опыт, существующие международные трудовые стандарты, разрабатывает и принимает свои национальные стандарты в сфере труда. Прежде всего, это необходимо для обеспечения достойного труда и повышения уровня жизни российского населения, реализации положений социальной политики нашей страны. Трудовой кодекс Российской Федерации выделяет отдельные категории работников, характер, специфику или иные факторы трудовой деятельности которых обуславливают дифференциацию правового регулирования.
Сегодня демографическая проблема во всех странах мира связана с увеличением численности пожилого населения. В такой ситуации перед современными государствами ставятся серьезные вопросы по кардинальному изменению институтов рынка труда и социального страхования. Возникает необходимость создания для пожилых работников специальных мер, улучшающих их правовое положение.
Россия не является исключением, однако ее активность в данном вопросе отмечается лишь в последнее десятилетие. Пока в экономически развитых странах процессом постарения населения озадачены вплотную, в России только начинают предпринимать отдельные меры для решения данной проблемы. Так, с начала 2019 г. увеличился возраст выхода на пенсию по старости на 5 лет для мужчин и женщин.
В России за последние десятилетия значительно изменились условия труда и быта, возросла средняя продолжительность трудовой жизни, увеличилось количество нетрудоспособного населения по сравнению с трудоспособным, что послужило серьезными причинами для увеличения пенсионного возраста.
Во многих европейских странах возраст выхода на пенсию по старости увеличился намного раньше. Между тем, отмечает Е.Е. Шестакова, в западных государствах предприняты и другие меры для увеличения занятости лиц пожилого возраста. К ним относятся административное принуждение и экономическое стимулирование работников продолжать трудовую деятельность; поддержка работодателей в найме и сохранении рабочих мест для пожилых трудящихся [1].