По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Методы гостиничного менеджмента в условиях глобальной экономической нестабильности

М. С. Подоруева Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, Е-mail: podorueva888@mail.ru

В данной статье рассмотрены актуальные вопросы в отношении особенностей организации гостиничного бизнеса в современных условиях. Новизна и актуальность темы связана с нестабильной ситуацией на рынке гостиничных услуг последние два года, что приводит к необходимости поиска новых методов управления гостиничными предприятиями, формированию новых форм и видов услуг. Представлена специфика понимания индустрии гостеприимства как значимого сегмента сферы услуг. Определена роль гостиничного бизнеса в экономике страны. Проведен анализ динамики роста доходов предприятий. Выявлены ключевые факторы влияния на анализируемый вид деятельности. Определены основные принципы и методы гостиничного менеджмента в условиях глобальной неустойчивости.

Литература:

1. Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019–2025 годы)» [Электронный ресурс]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/557414759?marker=6540IN.

2. Ассаф, Б. Современные подходы к антикризисному управлению гостиничными предприятиями, применяемые в мировой практике [Электронный ресурс]. — URL: https://vest.rea.ru/jour/article/download/688/568.

3. Герасимов, Б.Н. Исследование и развитие менеджмента в организации сферы гостиничных услуг [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ issledovanie-i-razvitie-menedzhmenta-v-organizatsii-sfery-gostinichnyh-uslug.

4. Глаголева, Н.Н., Устинова, Е.М., Болтенков, А.Н. Совершенствование методического обеспечения анализа для текущего управления и прогнозирования развития сферы гостиничных услуг [Электронный ресурс]. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42846387.

5. Зюкина, Е.М. Роль инновационного менеджмента в гостиничной индустрии [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43179290.

6. Маурер, Т., Зелезинский, А.Л. Влияние экономического кризиса и последствий пандемии коронавируса COVID-19 на индустрию гостеприимства в Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: https://unecon.ru/sites/default/files/vestnik_no7_ compressed.pdf.

7. Павленко, И.Г. Условия формирования эффективного коммуникативного процесса предприятия // Вестник ОрелГИЭТ. — 2014. — № 3 (29). — С. 127–130.

8. Пилявский, В.П. Современные особенности и тенденции развития отечественной сферы гостеприимства / В. П. Пилявский, И. Г. Павленко // Вестник ОрелГИЭТ. — 2017.— № 3 (41). — С. 99–107.

9. Сердюкова, Н.К., Романова, Л.М., Сердюков, Д.А. Теоретические и прикладные подходы к формированию стратегии развития и продвижения гостиничного предприятия [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskiei-prikladnye-podhody-k-formirovaniyu-strategii-razvitiya-i-prodvizheniya-gostinichnogopredpriyatiya.

10. Шемякина, Ю.А. Управление конкурентоспособностью предприятий гостиничного бизнеса [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravleniekonkurentosposobnostyu-predpriyatiy-gostinichnogo-biznesa.

11. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — URL: https://rosstat.gov.ru/folder/10705.

12. Всемирный Банк [Электронный ресурс]. — URL: https://www.vsemirnyjbank.org/

ru/home.

13. Роспотребнадзор [Электронный ресурс]. — URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/.

1. The concept of the federal target program "Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation (2019–2025)". Available at: https://docs.cntd.ru/document/557414759?marker=6540IN (accessed: 15.11.2021).

2. Assaf, B. Modern approaches to anti-crisis management of hotel enterprises used in world practice. Available at: https://vest.rea.ru/jour/article/download/688/568 (accessed: 15.11.2021).

3. Gerasimov, B. N. Research and development of management in the organization of the sphere of hotel services. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-irazvitie-menedzhmenta-v-organizatsii-sfery-gostinichnyh-uslug (accessed: 15.11.2021).

4. Glagoleva, N. N., Ustinova E. M., Boltenkov A. N. Improving the methodological support of analysis for the current management and forecasting of the development of the sphere of hotel services. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42846387 (accessed: 16.11.2021).

5. Zyukina, E. M. The role of innovation management in the hotel industry. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=43179290 (accessed: 16.11.2021).

6. Maurer, T., Zelezinsky, A. L. The impact of the economic crisis and the consequences of the COVID-19 coronavirus pandemic on the hospitality industry in the Russian Federation. Available at: //unecon.ru/sites/default/files/vestnik_no7_compressed.pdf (accessed: 16.11.2021).

7. Pavlenko, I. G. Conditions for the formation of an effective communicative process of an enterprise // Bulletin of OrelGIET. 2014, no. 3 (29), рp. 127–130.

8. Pilyavsky, V. P. Modern features and trends in the development of the domestic sphere of hospitality. V. P. Pilyavsky, I. G. Pavlenko. Bulletin of OrelGIET. 2017, no. 3 (41), рp.99–107.

9. Serdyukova, N. K., Romanova, L. M., Serdyukov, D. A. Theoretical and applied approaches to the formation of a strategy for the development and promotion of a hotel enterprise. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-i-prikladnyepodhody-k-formirovaniyu-strategii-razvitiya-i-prodvizheniya-gostinichnogo-predpriyatiya (accessed:17.11.2021).

10. Shemyakina, Yu. A. Management of the competitiveness of hospitality enterprises. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-konkurentosposobnostyupredpriyatiy-gostinichnogo-biznesa (accessed: 17.11.2021).

11. Federal State Statistics Service. Available at: https://rosstat.gov.ru/folder/10705 (accessed: 17.11.2021).

12. World Bank. Available at: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/home (accessed: 18.11.2021).

13. Rospotrebnadzor. Available at: https://www.rospotrebnadzor.ru/ (accessed: 18.11.2021).

Гостиничный бизнес принято считать не только частью инфраструктуры страны, но и значимым видом экономической деятельности [8]. Реализацию любой концепции по развитию внутреннего и внешнего туризма государства невозможно представить без непрерывной коммуникации со всеми сферами услуг, где значимое место отводится гостиничному бизнесу. Его состояние не только отражает инвестиционную привлекательность, но и демонстрирует устойчивость экономики, социальное благополучие и степень национальной безопасности страны в целом. На фоне преобладания негативных мировых тенденций экономика РФ последние несколько лет находится в зоне неустойчивого роста, непосредственно воздействуя на все направления сферы услуг, в связи с чем возникает необходимость рассмотрения становления гостиничного менеджмента в сложившихся условиях, что предопределяет актуальность данной темы.

Целью исследования является освещение методов гостиничного управления в процессах формирования глобальной экономической нестабильности. Научный фундамент проблематики формировался на базе изучения точек зрения современных исследователей. Большинство авторов исходят из понимания индустрии гостеприимства как особого направления сферы услуг, в котором находят отражение денежные потоки, формируемые в результате предоставления сервиса. При этом стратегия развития гостиничных комплексов основывается на приоритетных принципах экономической и социальной политики. Прежде чем перейти к детальному рассмотрению поставленного вопроса, следует ознакомиться с особенностями функционирования гостиничного бизнеса в российских реалиях. На сегодняшний момент доля сферы услуг в ВВП РФ составляет 60,2 %, где гостиничному бизнесу отводится 4,4%, что обусловлено быстрыми темпами развития ее направлений, растущим спросом, формированием новых рабочих мест, автоматизацией процессов производства и др. [11]. Для сравнения взяты аналогичные статистические данные Всемирного банка, результаты представлены в таблице 1 [12].

Проведенный сравнительный анализ за период 2016–2021 гг. показал: доля сферы услуг характеризуется неравномерным развитием и неустойчивым ростом в отдельных странах. В работе исследуемый период условно разделен на два: время усиления экономической активности (2016–2018 гг.) и время спада мировой экономики (2019–2021 гг.).

Для Цитирования:
М. С. Подоруева, Методы гостиничного менеджмента в условиях глобальной экономической нестабильности. Гостиничное дело. 2022;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: