Гостиничный бизнес принято считать не только частью инфраструктуры страны, но и значимым видом экономической деятельности [8]. Реализацию любой концепции по развитию внутреннего и внешнего туризма государства невозможно представить без непрерывной коммуникации со всеми сферами услуг, где значимое место отводится гостиничному бизнесу. Его состояние не только отражает инвестиционную привлекательность, но и демонстрирует устойчивость экономики, социальное благополучие и степень национальной безопасности страны в целом. На фоне преобладания негативных мировых тенденций экономика РФ последние несколько лет находится в зоне неустойчивого роста, непосредственно воздействуя на все направления сферы услуг, в связи с чем возникает необходимость рассмотрения становления гостиничного менеджмента в сложившихся условиях, что предопределяет актуальность данной темы.
Целью исследования является освещение методов гостиничного управления в процессах формирования глобальной экономической нестабильности. Научный фундамент проблематики формировался на базе изучения точек зрения современных исследователей. Большинство авторов исходят из понимания индустрии гостеприимства как особого направления сферы услуг, в котором находят отражение денежные потоки, формируемые в результате предоставления сервиса. При этом стратегия развития гостиничных комплексов основывается на приоритетных принципах экономической и социальной политики. Прежде чем перейти к детальному рассмотрению поставленного вопроса, следует ознакомиться с особенностями функционирования гостиничного бизнеса в российских реалиях. На сегодняшний момент доля сферы услуг в ВВП РФ составляет 60,2 %, где гостиничному бизнесу отводится 4,4%, что обусловлено быстрыми темпами развития ее направлений, растущим спросом, формированием новых рабочих мест, автоматизацией процессов производства и др. [11]. Для сравнения взяты аналогичные статистические данные Всемирного банка, результаты представлены в таблице 1 [12].
Проведенный сравнительный анализ за период 2016–2021 гг. показал: доля сферы услуг характеризуется неравномерным развитием и неустойчивым ростом в отдельных странах. В работе исследуемый период условно разделен на два: время усиления экономической активности (2016–2018 гг.) и время спада мировой экономики (2019–2021 гг.).