Дата поступления рукописи в редакцию: 20.05.2025.
Дата принятия рукописи в печать: 23.05.2025.
Сфера речных круизов в России являются одной из самых динамично развивающихся отраслей туризма нашей страны. Ежегодно объем перевозок на туристских судах растет на 15–20%, увеличивается длительность судоходного сезона, строятся новые суда, в том числе современные теплоходы класса люкс, такие как «Николай Жарков» (туроператор «ВодоходЪ») и «Владимир Жириновский» (туроператор «Мостурфлот»), которые в перспективе будут совершать круизы «река — море» по новым для российского рынка маршрутам — в акваториях Каспийского и Белого морей [6].
Развитие круизного туризма в России, включение в маршруты новых городов, а также специфика и особенности круизного рынка требуют анализа и характеристики отрасли с научной точки зрения. За последние несколько лет в профильных научных журналах появлялись статьи, анализирующие потребности судоходной отрасли в новых круизных судах [5], исследующие особенности теплоходов новых проектов, тенденций и перспектив развития рынка круизов [1, 2], потребительских предпочтений при выборе круизов [3], использования судов в арктическом туризме. Однако следует отметить недостаток комплексных исследований в сфере круизного туризма в России. На основании изучения существующих научных статей по теме и публикаций в СМИ автор пришел к мнению, что одна из основных проблем, возникающих в ходе научных исследований круизной отрасли в России, — отсутствие полноценной статистики и достаточного объема количественных данных о круизах в нашей стране.
Общедоступная информация, в том числе предоставляемая самими круизными компаниями при помощи СМИ, носит обрывочный характер и имеет ограниченное применение для экономического и статистического анализа отрасли. Данные, собираемые государственными статистическими органами Российской Федерации, не приводят отдельных данных по сфере круизного туризма. Федеральная государственная служба государственной статистики (далее — Росстат) в отчетах на основании данных Федерального агентства морского и речного транспорта (далее — Росморречфлот) выделяет перевозки внутренним водным и морским транспортом, но в данный показатель входят все перевозки, и выделить путешествия именно с туристскими целями не представляется возможным. Рассмотрим динамику перевозок морским и внутренним водным транспортом в России на рисунке.