По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.487 DOI:10.33920/igt-1-2507-08

Методология исследования количественных показателей объема перевозок в сфере туристских круизов в России

И. В. Михайлов Высшая школа управления ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы», г. Москва. E-mail: 1132229399@pfur.ru
О. Ю. Зевеке Высшая школа управления ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы», г. Москва. E-mail: O_zeveke@pfur.ru

В статье рассматривается проблема отсутствия полноценной статистической базы в сфере круизного туризма в России. Автором проведен анализ текущего состояния пассажироперевозок водным транспортом в РФ, отмечен пробел в части сбора статистики по перевозкам водным транспортом с целью туризма. В качестве решения вопроса со сбором данных рассмотрена ГИС «Электронная путевка», дана ее характеристика и описание использования в отрасли туристских круизов.

Литература:

1. Анисимов, К. О. Особенности и инструменты стратегического планирования речных перевозок на туристских маршрутах // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. — 2021. — № 2. — С. 129–139.

2. Галимова, Л. И., Галимов, Ш. Ш. Морские круизы в России: современное состояние и проблемы развития // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2021.— № 3. — С. 30–38.

3. Гомилевская, Г. А., Зайцева, В. С. Развитие продаж на круизном рынке на основе мирового и отечественного опыта // АНИ: экономика и управление. — 2021. — № 4 (37).

4. ГИС Электронная путевка [Электронный ресурс]. — URL: https://eisep.ru/ (дата обращения: 04.05.2025).

5. Егоров, А. Г. Оценка влияния старения флота и модернизаций на общую пассажировместимость речных круизных пассажирских судов // Труды Крыловского государственного научного центра. — 2020. — Спецвып. 1. — С. 149–153.

6. Навигация-2025: итога спроса на речные круизы к началу сезона [Электронный ресурс]. — URL: https://www.atorus.ru/article/navigaciya-2025-itogi-sprosa-na-rechnyekruizy-k-nachalu-sezona-61941 (дата обращения 03.05.2025).

7. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — URL: http://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 04.05.2025).

1. Anisimov, K. O. Features and tools for strategic planning of river transportatin on tourist routes. Bulletin of ASTU. Series: Economy. 2021, No. 2, pp. 129–139.

2. Galimova, L. I., Galimov, Sh. Sh. Sea cruises in Russia: current state and development problems. Current problems of service and tourism. 2021, No. 3, pp. 30–38.

3. Gomilevskaya, G. A., Zaitseva, V. S. Development of sales in the cruise market based on global and domestic experience. ANI: economics and management. 2021, No. 4 (37).

4. GIS Electronic voucher. Available at: https://eisep.ru/ (accessed: 04.05.2025).

5. Egorov, A. G. Assessing the impact of fleet aging and modernization on the total passenger capacity of river cruise passenger ships. Proceedings of the Krylov State Research Center. 2020. No. Special Issue 1, pp. 149–153.

6. Navigation-2025: the total demand for river cruises by the beginning of the season. Available at: https://www.atorus.ru/article/navigaciya-2025-itogi-sprosa-na-rechnye-kruizyk-nachalu-sezona-61941 (accessed: 03.05.2025).

7. Federal State Statistics Service. Available at: http://rosstat.gov.ru/ (accessed: 04.05.2025).

Дата поступления рукописи в редакцию: 20.05.2025.

Дата принятия рукописи в печать: 23.05.2025.

Сфера речных круизов в России являются одной из самых динамично развивающихся отраслей туризма нашей страны. Ежегодно объем перевозок на туристских судах растет на 15–20%, увеличивается длительность судоходного сезона, строятся новые суда, в том числе современные теплоходы класса люкс, такие как «Николай Жарков» (туроператор «ВодоходЪ») и «Владимир Жириновский» (туроператор «Мостурфлот»), которые в перспективе будут совершать круизы «река — море» по новым для российского рынка маршрутам — в акваториях Каспийского и Белого морей [6].

Развитие круизного туризма в России, включение в маршруты новых городов, а также специфика и особенности круизного рынка требуют анализа и характеристики отрасли с научной точки зрения. За последние несколько лет в профильных научных журналах появлялись статьи, анализирующие потребности судоходной отрасли в новых круизных судах [5], исследующие особенности теплоходов новых проектов, тенденций и перспектив развития рынка круизов [1, 2], потребительских предпочтений при выборе круизов [3], использования судов в арктическом туризме. Однако следует отметить недостаток комплексных исследований в сфере круизного туризма в России. На основании изучения существующих научных статей по теме и публикаций в СМИ автор пришел к мнению, что одна из основных проблем, возникающих в ходе научных исследований круизной отрасли в России, — отсутствие полноценной статистики и достаточного объема количественных данных о круизах в нашей стране.

Общедоступная информация, в том числе предоставляемая самими круизными компаниями при помощи СМИ, носит обрывочный характер и имеет ограниченное применение для экономического и статистического анализа отрасли. Данные, собираемые государственными статистическими органами Российской Федерации, не приводят отдельных данных по сфере круизного туризма. Федеральная государственная служба государственной статистики (далее — Росстат) в отчетах на основании данных Федерального агентства морского и речного транспорта (далее — Росморречфлот) выделяет перевозки внутренним водным и морским транспортом, но в данный показатель входят все перевозки, и выделить путешествия именно с туристскими целями не представляется возможным. Рассмотрим динамику перевозок морским и внутренним водным транспортом в России на рисунке.

Для Цитирования:
И. В. Михайлов, О. Ю. Зевеке, Методология исследования количественных показателей объема перевозок в сфере туристских круизов в России. Гостиничное дело. 2025;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: