По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338

Методологический подход к формированию цифровой культуры на промышленном предприятии

Ташкинов Алексей Григорьевич канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и управления промышленным производством, ФГБАУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» (ПНИПУ), начальник Координационно-методического центра внедрения цифровой экономики, АО «Пермский завод «Машиностроитель», Е-mail: ‘alekss.perm@gmail.com

Статья посвящена новому тренду в области управления персоналом — развитию цифровой культуры на предприятии. В период глобальной цифровизации общества и использования цифровых технологий многократно повышается значение совершенствования культуры во всех сферах жизни и деятельности предприятия. Автором предложен методологический подход к формированию цифровой культуры, основанный на вовлечении персонала в реализацию проектов бережливого производства в условиях цифровой трансформации. Рассмотрены этапы достижения цифровой зрелости в кадровой сфере, в организационной культуре. Представлены этапы достижения цифровой зрелости в культуре цифровой трансформации предприятия, а также прикладной аспект реализации мероприятий на примере предприятия АО «Пермский завод «Машиностроитель».

Литература:

1. Флек М.Б. Формирование модели инженера в условиях цифровой трансформации: взаимодействие предприятий и университетов / М. Б. Флек, Н.А. Угнич // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. — 2018. — № 4 (37). — С. 45–52.

2. Голованова Н.Б. Обучение как элемент культуры цифровой трансформации // Сборник докладов форума по цифровизации оборонно-промышленного комплекса России. XI Форум ИТОПК-2022, Пермь 13–15 сентября 2022 г. — С. 115–116.

3. Gureeva E.G., Тashkinov A.G. Promotion and implementation of digital competencies among students in the context of digital transformation // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки = PNRPU Sociology and Economics Bulletin. — 2024. — № 4. — С 261–277.

4. Ташкинов А.Г. Этапы формирования стратегии цифровой трансформации промышленного предприятия // π-Economy. — 2023. — № 16 (6).— С. 117–141. DOI: https://doi.org/10.18721/JE.16609.

5. Одегов Ю. Г. Кадровая политика и кадровое планирование: учебник и практикум для академ. бакалавриата. — М.: Юрайт, 2016. — 444 с.

6. Клименко С. С. Влияние организационной культуры на организационную эффективность // Менеджмент социальных и экономических систем. — 2017. — № 4. — С. 70–76.

7. Ташкинов А.Г. Совершенствование организационной культуры промышленного предприятия через формирование организационного механизма // Лизинг. Технологии бизнеса. — 2022. — № 5. — С. 57–63.

8. Ташкинов А. Г. Концептуальные основы вовлечения персонала в кайдзен на предприятии // Кадровик. — 2025. — № 1. — С. 83–94.

Важность научной проблемы заключается в том, что глобализация рынков ускоряет распространение технологий и темпы внедрения инноваций. Появляются новые профессии, исчезают старые. В каждой профессии с изменением производственных процессов и услуг возникает необходимость осваивать новые навыки. Для формирования цифровой культуры при создании рабочих групп на предприятии необходимы: общая вовлеченность персонала в непрерывный процесс улучшений, доступность дополнительного образования как основа для будущего раскрытия творческого потенциала; профессиональное обучение, базирующееся на учете потребности в обучении персонала, связанной с предоставлением права на выполнение определенных работ, получением второй (смежной) профессии, освоением новой техники и технологий, повышением квалификации руководителей и специалистов, что позволяет обеспечить соответствие квалификации персонала требованиям текущей и перспективной деятельности; близкое соответствие навыков к потребностям предприятий и рынка труда, позволяющее работникам и предприятиям адаптироваться к изменениям в технологиях и на рынках; а также прогнозирование и подготовка квалифицированных специалистах с прицелом на будущее.

Повсеместное внедрение компьютерных систем, информационных технологий и управленческих решений в производственную, социальную и управленческую сферы вызывает все больший интерес к теме цифровой трансформации не только у ученых-исследователей, но ну сообщества практиков. В данных условиях реальный сектор экономики весьма остро ощущает усиление и трансформацию характера конкуренции, изменение ожиданий клиентов, повышение требований со стороны государства [1]. В связи с этим трансформация для предприятий предстает как изменение способов организации их работы для повышения эффективности в условиях изменяющейся внешней среды за счет использования современных цифровых технологий и анализа данных. Постоянное изменение рыночной среды приводит к необходимости проведений изменений внутри организации [2]. Поэтому рассмотрим следующие вопросы, связанные с цифровой трансформацией и методологией, направленной на формирование цифровой культуры на предприятии.

Для Цитирования:
Ташкинов Алексей Григорьевич, Методологический подход к формированию цифровой культуры на промышленном предприятии. Кадровик. 2025;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: