По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22

Методические подходы к организации обучения и развития руководителей

Долженко Ева Руслановна стажер, Ассоциация руководителей и специалистов по управлению человеческими ресурсами Свердловской области, г. Екатеринбург, E-mail: rad@usue.ru

Кадровый дефицит обострил множество проблем, одна из которых связана с отсутствием опыта использования внутреннего человеческого капитала для восполнения недостатка персонала, в первую очередь управленческого, способного обеспечить рост бизнеса, появление новых бизнес-моделей, преодоление препятствий и угроз на пути стратегии компании. Для этого нужно уметь создавать такие системы развития и ротации персонала, которые смогут обеспечить качественный переход людей от исполнительской к лидерской позиции. Цель работы— сформировать и предложить методические подходы к построению системы обучения и развития руководителей в организации. Для этого использовался анализ опыта успешных отечественных компаний с учетом мнений специалистов по обучению и развитию персонала. В работе представлены рекомендации и базовые положения методики построения системы обучения и развития руководителей, их отбора и ротации, а также обучения для опережающей подготовки потенциальных сотрудников для занятия лидерских позиций.

Литература:

1. Зиновьева Е. Г. Совершенствование системы обучения кадров (на примере КЦПК «Персонал») / Е. Г. Зиновьева, М. В. Кузнецова // Научное обозрение: теория и практика. — 2021. — Т. 11. — № 6 (86). — С. 1817–1830.

2. Григорьева Т. О. Основные направления совершенствования системы внутрифирменного обучения и развития персонала / Т. О. Григорьева // Управление развитием персонала. — 2005. — № 1. — С. 2–8.

3. Гущина И. Организация обучения персонала / И. Гущина // Кадровик. — 2014. — № 3. — С. 36–42.

4. Долженко Р. А. Оценка эффективности корпоративного обучения: эволюция подходов и перспективы / Р. А. Долженко, К. К. Илюшников // Вестник НГУЭУ. — 2018. — № 3. — С. 26–43.

5. Долженко Р. Корпоративное обучение персонала в коммерческом банке / Р. Долженко // Кадровик. — 2012. — № 1. — С. 99–106.

6. Долженко Р. А. Система корпоративного обучения: содержание, место в системе образования и основные подходы к реализации в компании / Р. А. Долженко // Педагогическое образование в России. — 2017. — № 3. — С. 6–14.

7. Еремина И. Ю. Профессиональное обучение менеджеров как стратегическое преимущество производственной организации ОАО «АК «Транснефть» / И. Ю. Еремина, Д. В. Ячник // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. — 2012. — № 9. — С. 33–39.

8. Казаева Е. А. Проблемы организации системы обучения персонала: традиции и перспективы развития / Е. А. Казаева, А. С. Вшивцева // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. — 2023. — Т. 12. — №2.— С. 95–99.

9. Кожухова Н. В. Совершенствование процесса обучения персонала в организации / Н. В. Кожухова, Т. М. Вахитов // Актуальные вопросы современной экономики. — 2022. — № 11. — С. 1264–1269. DOI: 10.34755/IROK.2022.13.77.023.

10. Коренькова Т. В. Проблемы обучения персонала в современных условиях / Т. В. Коренькова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. — 2014. — № 1. — С. 57–60.

11. Масленникова Н. П. Разработка программы развития персонала на основе концепции обучающейся организации и формирования лидерских качеств руководителей / Н. П. Масленникова // Управление развитием персонала.— 2016. — № 3. — С. 180–189. EDN WMLWRP.

12. Маслова В. М. Различные подходы к обучению и развитию персонала компании / В. М. Маслова // Дельта науки. — 2015. — № 2. — С. 10–16.

13. Молодькова Э. Б. Профессиональное обучение как основа развития персонала организации / Э. Б. Молодькова // Журнал правовых и экономических исследований. — 2017. — № 2. — С. 108–112.

14. Николаев М. В. Система обучения персонала организаций в современной России / М. В. Николаев // Экономика: вчера, сегодня, завтра. — 2022. — Т. 12. — № 10-1. — С. 675–685. DOI: 10.34670/AR.2022.80.78.001.

15. Полякова И. А. Корпоративное обучение персонала как основа стратегии развития организации / И. А. Полякова, К. Г. Абазиева // Вестник Академии знаний. — 2023. — № 6 (59). — С. 680–683.

16. Поляченкова М. Разработка положения об обучении и развитии персонала / М. Поляченкова // Кадровик. — 2011. — № 12. — С. 128–130.

17. Прокопьев А. В. Обучение персонала как фактор организационного развития / А. В. Прокопьев, Т. Н. Чернышова // Cifra. Экономика. — 2023. — № 3 (3).

18. Семина А. П. Анализ мирового опыта решения проблем в области развития систем обучения персонала / А. П. Семина // Наука и бизнес: пути развития. — 2020. — № 2 (104). — С. 137–140.

19. Скрынченко Б. Л. Совершенствование организации системы подготовки и обучения персонала в условиях современных реалий / Б. Л. Скрынченко, В. Д. Мороз // Управление образованием: теория и практика. — 2018. — № 4 (32).— С. 40–49.

20. Тихонов А. И. Организационно-экономические аспекты обучения руководителей / А. И. Тихонов, М. А. Федотова, А. А. Чекан // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Сельскохозяйственные науки. Экономические науки. — 2018. — Т. 4. — № 3 (15). — С. 105–114.

21. Федоренко А. С. Совершенствование системы обучения: кейс BLIZKO.ru / А. С. Федоренко // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. — 2019. — Т. 8. — № 5. — С. 64–68.

22. Формирование системы корпоративного обучения: опыт нефтегазовых компаний / И. С. Симарова, Ю. В. Алексеевичева, С. В. Алексеева, Л. Н. Руднева // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. — 2018. — № 2 (24). — С. 119–130.

23. Формирование системы опережающего обучения персонала / Ю. А. Бачек, С. А. Яркова, А. В. Кутузова и др. // Экономика труда. — 2022. — Т. 9. — № 3. — С. 703–716.

Ситуация на рынке труда страны вкупе с санкционным давлением и необходимостью существовать в условиях мобилизационной экономики обострила проблему нехватки руководителей и работников, которые готовы взять на себя лидерские позиции в достижении сложных, амбициозных целей. Часть трудоспособного населения с активной жизненной позицией вовлечена в специальную военную операцию, изъята из рынка труда. Действующие работники в большинстве не готовы брать на себя ответственность за выполнение целевых показателей, которые значительно выросли в рамках усилившегося заказа со стороны государства.

В этих условиях руководство должно приоритизировать работу с кадровым резервом, подготовку и развитие управленческого персонала, организацию максимально эффективного обучения руководителей. Сделать это необходимо с опорой на устоявшиеся подходы, лучший опыт, четкие целевые ориентиры. Именно поэтому цель работы — сформировать и предложить методические подходы к построению системы обучения и развития руководителей в организации. Для этого мы изучим теоретические наработки в данной области, проанализируем и обобщим ряд наработок бизнеса, опишем методические подходы и принципы организации системы обучения и развития руководителей.

Обучение в сторонних образовательных структурах должно организовываться только на основе договоров.

Под корпоративным обучением традиционно понимается комплекс мероприятий по развитию навыков, умений и знаний персонала, направленный на оптимальное использование человеческих ресурсов, ориентированных на достижение бизнес-задач компании.

Цель корпоративного обучения — обеспечение системных знаний и навыков сотрудников, необходимых для достижения эффективных результатов и качественных показателей деятельности компании. В контексте темы нашей работы мы должны рассматривать не все обучение персонала, а лишь одной категории — руководителей различного уровня, причем в раз резе управленческого и профессионального обучения.

Для Цитирования:
Долженко Ева Руслановна, Методические подходы к организации обучения и развития руководителей. Кадровик. 2024;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: