По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Меры государственной поддержки гостиничной индустрии в условиях пандемии и антироссийских санкций

А. С. Кусков кандидат культурологии, председатель Саратовской региональной общественной организации «Центр правовой защиты потребителей», заместитель председателя Ассоциации туристских кафедр высших учебных заведений Приволжского федерального округа, e-mail: askuskov@mail.ru

В представленной работе системно проанализированы реализуемые в настоящее время меры государственной поддержки организаций гостиничной индустрии, призванные нивелировать негативные последствия пандемии коронавируса и введения антироссийских санкций рядом иностранных государств. Особое внимание уделено особенностям и проблемам реализации мер налоговой, финансово-кредитной, бюджетной и отраслевой поддержки гостиничной отрасли, оценке их эффективности и значимости для хозяйствующих субъектов. Делаются выводы о совершенствовании комплекса мер государственной поддержки отрасли с целью повышения их адресности, эффективности и направленности на преодоление негативных последствий пандемии и санкционного давления.

Литература:

1. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 01.05.2022 № 120-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3824.

2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 01.05.2022 № 121-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2000. — № 32. — Ст. 3340.

3. Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 434 (в ред. от 10.03.2022 №337) «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 15 (часть IV). — Ст. 2288.

4. Постановление Правительства РФ от 20.07.2020 № 1078 «Об утверждении Положения об особенностях отмены либо переноса бронирования места в гостинице или ином средстве размещения в отношении оснований, порядка, сроков и условий такого переноса и (или) возврата заказчикам (потребителям) денежных сумм, уплаченных ими при бронировании, на 2020 и 2021 годы» // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 31 (ч. II). — Ст. 5169.

5. Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 337 «Об утверждении перечня отраслей, в которых осуществляет деятельность заемщик, указанный в части 1 статьи 7 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" и о признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.— 2022. — №11. — Ст. 1716.

6. Постановление Правительства РФ от 30.03.2022 № 512 «Об изменении сроков уплаты налога (авансового платежа по налогу), уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в 2022 году» // Собрание законодательства РФ.— 2022. — № 14. — Ст. 2291.

7. Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ (в ред. от 30.12.2021 № 498-ФЗ) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 14 (ч. I). — Ст. 2028.

8. Кощеев, Д. А. Функционирование туристского сектора в условиях карантина при пандемии: проблемы и решения / Д. А. Кощеев, О. Ю. Исопескуль // Региональные исследования. — 2021. — № 2. — С. 61–73.

9. Макринова, Е. И. Формирование активной политики государства в сфере поддержки индустрии туризма в условиях кризиса / Е. И. Макринова, В. В. Лысенко, Е.А.Рыбочкина // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2020. — № 4. — С. 27–41.

10. Столбовских, В. А. Налоговая поддержка деятельности малого и среднего предпринимательства в период санкций / В. А. Столбовских // Вестник ИЭАУ. — 2022. — № 34.

11. Сулейманова, А. М. Антикризисные меры поддержки малого и среднего бизнеса в условиях западных санкций / А. М. Сулейманова // Актуальные вопросы современной экономики. — 2022. — № 4. — С. 448–451.

12. Шерешева, М. Ю. Индустрия туризма: последствия пандемии и условия развития / М. Ю. Шерешева // Профессорский журнал. Серия: Рекреация и туризм. — 2020. — № 2. — С. 30–45.

1. The Tax Code of the Russian Federation (part one). Collection of Legislation of the Russian Federation. 1998. No. 31. Art. 3824.

2. The Tax Code of the Russian Federation (part two). Collection of Legislation of the Russian Federation. 2000. No. 32. Art. 3340.

3. Decree of the Government of the Russian Federation of April 3, 2020 No. 434 "On approval of the list of sectors of the Russian economy most affected in the context of the deteriorating situation as a result of the spread of a new coronavirus infection". Collection of Legislation of the Russian Federation. 2020. No. 15 (part IV). Art. 2288.

4. Decree of the Government of the Russian Federation of July 20, 2020 No. 1078 "On Approval of the Regulations on the Peculiarities of Cancellation or Postponement of a Hotel or Other Accommodation Reservation in Respect to the Grounds, Procedure, Terms and Conditions for Such Postponement and (or) Return to Customers (Consumers) amounts paid by them when booking for 2020 and 2021". Collected Legislation of the Russian Federation.2020. No. 31 (part II). Art. 5169.

5. Decree of the Government of the Russian Federation of March 10, 2022 No. 337 «On approval of the list of industries in which the borrower operates, specified in part 1 of Article 7 of the Federal Law "On Amendments to the Federal Law "On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)" and certain legislative acts of the Russian Federation in terms of the peculiarities of changing the terms of the loan agreement" and on the recognition as invalid of certain provisions of some acts of the Government of the Russian Federation". Collected Legislation of the Russian Federation. 2022. No. 11. Art. 1716.

6. Decree of the Government of the Russian Federation of March 30, 2022 No. 512 "On changing the deadlines for paying tax (advance tax payment) paid in connection with the application of the simplified taxation system in 2022". Collected Legislation of the Russian Federation. 2022. No. 14. Art. 2291.

7. Federal Law No. 98-FZ of April 1, 2020 "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation on the Prevention and Elimination of Emergencies". Collection Russian legislation. 2020. No. 14 (part I). Art. 2028.

8. Koshcheev, D. A. Functioning of the tourism sector under quarantine during a pandemic: problems and solutions. D. A. Koshcheev, O. Yu. Isopeskul. Regional studies. 2021. No. 2. Pp. 61–73.

9. Makrinova, E. I. Formation of an active policy of the state in the field of supporting the tourism industry in a crisis. E. I. Makrinova, V. V. Lysenko, E. A. Rybochkina. Bulletin of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. 2020. No. 4. Pp. 27–41.

10. Stolbovskikh, V. A. Tax support for small and medium-sized businesses in the period of sanctions. V. A. Stolbovskih. Vestnik IEAU. 2022. No. 34.

11. Suleymanova, A. M. Anti-crisis measures to support small and medium-sized businesses under Western sanctions. A. M. Suleimanov. Topical issues of modern economics. 2022. No. 4. Pp. 448–451.

12. Sheresheva, M. Yu. Tourism industry: pandemic consequences and development conditions. M. Yu. Sheresheva. Professor’s journal. Series: Recreation and tourism. 2020. No. 2. Pp. 30–45.

В последние годы мир столкнулся с новыми глобальными вызовами, фактически изменившими расстановку политических и экономических сил в планетарном масштабе. И если негативный эффект от пандемии коронавируса уже значительно минимизирован, то санкционное давление западных стран, развиваясь с 2014 г., фактически достигло своего апогея в связи с началом российской операции по демилитаризации и денацификации Украины. От пандемии коронавируса и западных санкций в наибольшей степени пострадали отрасли российской экономики, специализирующиеся на предоставлении туристских и гостиничных услуг. Это, с одной стороны, привело к кризисной ситуации в индустрии гостеприимства, а с другой — потребовало от государства активного вмешательства в сложившуюся ситуацию путем выработки и реализации комплекса мер государственной поддержки туристского и гостиничного бизнеса. Однако обоснованность введения некоторых мер и эффективность их реализации вызывают значительные сомнения.

В представленной работе проводится анализ основных мер государственной поддержки гостиничной индустрии, а также выявляются особенности и проблемы их реализации в условиях рецессии пандемии коронавируса и дальнейшего раскручивания санкционной спирали.

В отечественной литературе уделено значительное внимание всестороннему анализу мер государственной поддержки в условиях пандемии лишь применительно к туристской отрасли, тогда как ситуация в гостиничной отрасли осталась фактически без внимания исследователей. Отдельные аспекты государственной поддержки гостиничной отрасли в период распространения пандемии коронавируса исследуются в работах Д.А. Кощеева и О.Ю. Исопескуль [8], Е.И. Макриновой, В.В. Лысенко и Е.А. Рыбочкиной [9], М.Ю. Шерешевой [12].

Если говорить о мерах поддержки гостиничной отрасли в условиях санкций, то можно отметить, что в силу актуализации исследуемой проблематики лишь в последние три месяца отсутствуют какие-либо значимые исследования, посвященные анализу мер государственной поддержки гостиничной отрасли в условиях действия антироссийских санкций. Единичные исследования проведены в части анализа отдельных мер государственной поддержки, касающихся бизнеса в целом. Например, в работах В.А. Столбовских [10] и А.М. Сулеймановой [11] представлен анализ мер налоговой поддержки малого и среднего предпринимательства.

Для Цитирования:
А. С. Кусков, Меры государственной поддержки гостиничной индустрии в условиях пандемии и антироссийских санкций. Гостиничное дело. 2022;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: