По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.103.4

Менторинг как эффективный инструмент развития наставников на предприятии

Борисова Татьяна Юрьевна начальник отдела подбора и обучения, ООО «Русхимальянс», 199106, г. Санкт-Петербург, Шкиперский проток, д. 12, корп. 2, стр. 1, E-mail: tyu.borisova@baltlng.ru

В статье рассмотрены преимущества использования менторинга как эффективного инструмента развития наставников на промышленном предприятии, даны понятия наставничества и менторинга, описаны ключевые различия между менторингом и наставничеством, сформулированы цели и задачи системы наставничества, а также раскрыта взаимосвязь повышения эффективности системы наставничества через включение в нее ментора для наставников. Эмпирической базой послужил личный опыт автора по внедрению и совершенствованию системы наставничества на предприятии, опыт участия автора в проекте интеллектуального волонтерства проекта «Лидеры учат лидеров», а также результаты опроса работников АО «СПК», осуществляющих функцию наставников.

Литература:

1. Промышленность России набирает обороты: обзор отрасли по итогам I квартала 2023 года [Электронный ресурс]. — URL: https://spb.hh.ru/article/ 31415?from=empcabinet&hhtmFrom=ma in (дата обращения: 28.04.2023).

2. Буркальцева А. В. Менторинг как технология развития персонала / А. В. Буркальцева; под науч. ред. О.С. Резниковой // Современные технологии управления персоналом: Сборник трудов V Международной научно-практической конференции, Симферополь, 27–28 сентября 2018 г.— Симферополь: Ариал, 2018. — С. 205–208. EDN VJWUSW.

3. Муртазина Г. И. Менторинг (наставничество) как технология развития трудового потенциала сотрудников / Г. И. Муртазина, И. Н. Плесовских // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2022. — Т. 2.— № 6 (126). — С. 11–17. DOI 10.36871/ ek.up.p.r.2022.06.02.002. EDN DLDHXW.

4. Ерофеева А. Г. Наставничество, тьюторинг, менторинг, коучинг: дефинитивный анализ / А. Г. Ерофеева // Донецкие чтения — 2020: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: Материалы V Международной научной конференции, Донецк, 17–18 ноября 2020 г. / Под общ. ред. С.В. Беспаловой. — Донецк: Издательство ДонНУ, 2020. — С. 43–46. EDN OTIXLN.

5. Фролова С. В. Наставничество и менторинг: анализ понятий / С.В. Фролова, Н. Д. Базарнова // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 61-2. — С. 213–216. EDN YRXXWX.

6. Игнатьева Е. В. Менторинг и наставничество: сравнительный анализ понятийного поля / Е. В. Игнатьева, Ю. В. Рябкова // Проблемы современного педагогического образования. — 2019.— № 62-3. — С. 102–104. EDN YYJKJF.

7. Белкова Е. А. Наставничество и менторинг в современных условиях управления персоналом / Е. А. Белкова// Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. — 2017.— №6 (36). — С. 10–12. EDN YTMTZE.

8. Лазарева М. В. Менторинг как инструмент развития сотрудников в организации / М. В. Лазарева, Е. В. Губанова // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. — 2019. — №4 (68). — С. 11–16. EDN CLARPB.

9. Игнатьева Е. В. Эффективный менторинг: ключевые аспекты успешного наставничества / Е. В. Игнатьева, Н.Д. Базарнова, А. В. Лабазова // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. — № 65-2. — С. 130–133. EDN VQTCLP.

10. Долженко Р. А. Современная концепция наставничества как драйвера роста производительности / Р. А. Долженко, Т. Ю. Борисова. — 2021. — №9.— С. 93–106. EDN FBZFWM.

11. Матиашвили В. М. Менторинг и коучинг в системе управления производительностью: американский опыт / В. М. Матиашвили // Развитие и безопасность. — 2019. — № 1. — С. 61–69. DOI 10.46960/74159_2019_1_61. EDN IKZLYS.

12. Фролова С. В. Корпоративный менторинг как инструмент профессионального роста молодого специалиста / С. В. Фролова // Государственный советник. — 2017. — № 4 (20). — С. 45–50. EDN YLSDHQ.

13. Кривошеина Н. В. Эффективность воздействия процесса менторинга на профессиональное развитие ментора и менти. — 2016. — № 2 (25). — С. 2–4. EDN VVFPUP.

14. Коучинг: Основные принципы и практики коучинга и лидерства / Джон Уитмор; Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2019. — 316 с.

15. Бехреев Д. Наставничество как инструмент развития бизнеса / Д. Бехреев: — М., 2023 [Электронный ресурс]. — URL: https://hh.ru/article/31402?hhtmFrom=article_ employers _ list ( дата обращения: 29.03.2023)

16. Clutterbuck D. Everyone Needs a Mentor: Fostering Talent in Your Organisation / D. Clutterbuck // Chartered Institute of Personnel and Development.— London, 2004. — 208 p.

Эксперты ведущего портала для поиска работы HeadHunter (hh.ru) в начале 2023 г. проанализировали рынок труда в промышленном секторе Российской Федерации и опубликовали основные тренды развития индустрии. По данным hh.ru, в I квартале 2023 г. российские работодатели-промышленники опубликовали на портале более 400 тыс. вакансий. Это на 58% больше, чем в I квартале 2022 г., и на 22 % больше, чем в IV квартале 2022 г. При этом промышленные и производственные компании продолжают наращивать объем вакансий для опытных специалистов со стажем более 6 лет в промышленной сфере: +31 % новых вакансий с требованием опыта для кандидатов. В свою очередь, число вакансий для начинающих специалистов без опыта выросло за год лишь на 5 % [1].

Приведенные данные говорят не просто о стабильном, а о неуклонно растущем спросе на производственный персонал, что, безусловно, поддерживает на высоком уровне актуальность вопросов, связанных с обучением, адаптацией и развитием вновь принимаемого персонала.

Менторинг и наставничество довольно часто рассматриваются экспертами как самостоятельные элементы системы управления персоналом. Настоящее исследование раскрывает взаимосвязь повышения эффективности системы наставничества через включение в нее менторинга для наставников.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в сложившейся политической и экономической ситуации промышленное производство и предприятия ВПК сталкиваются с возрастающей нагрузкой и, как следствие, с острой необходимостью как можно скорее адаптировать персонал, вывести качество и производительность его труда на самый высокий уровень. Для решения данной задачи наставничество представляет собой наиболее подходящий инструмент, так как является экономичным и устойчивым методом поощрения и развития талантов на предприятии. Общение с высококвалифицированными коллегами может помочь талантливым и опытным сотрудникам еще больше повысить производительность своего труда и мотивацию к дальнейшей работе. Менторинг в наставничестве эффективен для развития абсолютно всех категорий наставников на производственных предприятиях любых отраслей экономики.

Для Цитирования:
Борисова Татьяна Юрьевна, Менторинг как эффективный инструмент развития наставников на предприятии. Кадровик. 2023;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: