По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Менталитет как важный фактор построения траектории системы мотивации персонала на примере России и Франции

Сизова Юлия Сергеевна канд. экон. наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков, Институт иностранных языков, Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы (РУДН)
Пхичит Диана Виладетовна студент, Институт иностранных языков, Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы (РУДН)

Данная работа посвящена сравнительному анализу систем мотивации труда на примере таких косметических предприятий, как российская фабрика «Свобода» и французское предприятие L’Oréal Paris. Цель исследования заключается в выявлении эффективных методик построения системы мотивации с учетом особенностей менталитета в России и Франции. Авторы проводят социологический анализ портрета работника в обеих странах, а также рассматривает влияние менталитета на системы мотивации в реальных компаниях. Исследование фокусируется на нематериальных стимулах труда и предполагает, что особенности русской ментальности могут быть использованы в качестве преимущества при построении эффективной системы мотивации. Объектом исследования являются системы мотивации персонала России и Франции, а предметом — влияние менталитета на эти системы. В ходе работы проводится анализ существующих методик в косметических компаниях и выявляются сильные стороны французской системы мотивации, которые можно успешно адаптировать в российских условиях.

Литература:

1. Полякова Т. А., Ромах Н. И. Генезис понятия «менталитет» // Аналитика культурологии. — 2004. — № 2 [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-ponyatiya-mentalitet (дата обращения: 14.04.2024).

2. Монтескье Ш. Л. О духе законов / Пер. с фр. А. Горнфельда // Азбука, Азбука-Аттикус. — 828 с.

3. Гельвеций. Сочинения. В 2-х томах / Сост., общая ред. π вступ. статья X.Н.Момджяна (АН СССР. Ин-т философ. Философ, наследие). — М.: Мысль, 1973.— Т.1. — 647 с. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.philosophy.ru/upload/iblock/e1f/e1f3827feeed4b6fc9b174091ebf2b78.pdf (дата обращения: 29.03.2024).

4. Зверев О.В. Историческая школа «Анналов» о ментальности // Вестник МГУКИ. — 2011. — № 6 [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskaya-shkola-annalov-o-mentalnosti (дата обращения: 09.04.2024).

5. Гуревич А. Я. Одиссей. Человек в истории // Личность и общество — Наука. — 1990.

6. Метельская Л. Н. Особенности ментальности французов и франкоговорящих швейцарцев сквозь призму стереотипов // Вопросы психолингвистики. — 2016. — № 3 (29). — С. 162–168.

7. Ашнокова Л. М., Намитокова М. Н. Этничность и менталитет // Общество: философия, история, культура. — 2020. — № 6 (74). — С. 14–17.

8. Удалов Ф. Е., Алёхина О. Ф., Гапонова О. С. Основы менеджмента: Учебное пособие. — НН: Нижегородский госуниверситет, 2013. — 363 с.

9. Зверев О. В. Историческая школа «Анналов» о ментальности // Вестник МГУКИ. — 2011. — № 6 [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskaya-shkola-annalov-o-mentalnosti (дата обращения: 09.04.2024).

10. Масалков И. К. Российско-французский диалог в сфере бизнеса: межкультурные компетенции // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. — 2015. — № 3. — С. 160–174.

11. Клименко В. А. Развитие системы мотивации труда // Вестник Национального института бизнеса. — 2016. — С. 158–162.

12. Мотивация трудовой деятельности персонала: комплексный подход: монография / Ю. А. Токарева, Н. М. Глухенькая, А. Г. Токарев; Урал. федер. ун-т им. Б. Н. Ельцина, Шадр. гос. пед. ун-т. — Шадринск: ШГПУ, 2021. — 216 с.

13. L’Oreal Прибыль 2024 [Электронный ресурс]. — URL: https:// eulerpool.com/ru/%D0%B0%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F/LOreal%D0%90% D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F-FR0000120321/%D0%9F%D1%80%D0% B8%D0%B1%D1%8B%D0%BB%D1%8C (дата обращения: 07.04.2024).

14. Fit Culture: l’application de L’Oréal pour faciliter l’intégration des collaborateurs [Электронный ресурс]. — URL: https://comin.madmagz. news/fit-culture-application-de-loreal/#:~:text=L’Or%C3%A9al%20a%20 d%C3%A9velopp%C3%A9%20%C2%AB%20Fit,approprier%20la%20culture%20 d’entreprise (дата обращения: 01.04.2024).

15. L’Oréal mise sur les idées de ses salaries [Электронный ресурс]. — URL: https://www.lefigaro.fr/emploi/2013/12/16/09005-20131216ARTFIG00268-l-oreal-mise-sur-les-idees-de-ses-salaries.php (дата обращения: 01.04.2024).

Изучение термина «менталитет» предполагает работу с абстрактными понятиями. В исторической науке существует всеобъемлющее определение, описывающее его как социально-психологические установки, привычки сознания и способы видения мира в рамках социокультурного сообщества. «Менталитет» воплощает динамичную субстанцию, сформированную социокультурными реалиями, сродни генетической памяти, передаваемой из поколения в поколение [1].

Французские философы эпохи Просвещения, в частности Шарль Луи Монтескье, ввели в философию понятие «менталитет», связав его с «духом народа» и социально-психологическими факторами, формирующими государственную и правовую жизнь [2]. Монтескье определил влияние климатических факторов на национальную культуру, внеся вклад в концепцию географического детерминизма. Клод Адриан Гельвеций сосредоточился на влиянии социальной среды на менталитет, подчеркнув обусловленность человеческого сознания историческими и культурными факторами[3]. «Школа Анналов» вместе с Марком Блоком и Люсьеном Февром выдвинула «теорию менталитетов», революционизировав исторические исследования путем реконструкции сознания прошлого с помощью междисциплинарных методов [4].

В России интерес к изучению менталитета возник сравнительно недавно, сформированный историком-медиевистом А.Я. Гуревичем и исследовательским центром «Человек в истории». Российские ученые, следуя французской традиции, углубляются в исторический и антропологический подходы, исследуя влияние исторических реалий на запоздалое изучение менталитета. Российская имперская и советская эпохи не придавали приоритетного значения изучению национальной психологии, а Указ Екатерины II отражал акцент на классовом разделении, а не на «духе народа» [5].

Ментальные характеристики России и Франции имеют как схожие, так и отличительные черты. К общим чертам можно отнести: почтение к родному языку и культуре [6]; богатый исторический фон, формирующий их менталитет, и сопротивление влиянию глобализации на национальную идентичность из-за культурной аутентичности.

Для Цитирования:
Сизова Юлия Сергеевна, Пхичит Диана Виладетовна, Менталитет как важный фактор построения траектории системы мотивации персонала на примере России и Франции. Кадровик. 2024;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: