В современных условиях необходимо вернуться к вопросу разработки Социального кодекса Российской Федерации. В отдельных российских регионах уже приняты социальные кодексы субъектов. Например, в 2008 г. он был принят в Ярославской области [Социальный кодекс Ярославской области (Закон Ярославской области от 19.12.2008 № 65-з) с изменениями на 3 июля 2023 г.] и в Омской области [Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан (Закон Омской области от 04.07.2008 № 1061-ОЗ)], 2016 г. — в Волгоградской области [Социальный кодекс Волгоградской области (Закон Волгоградской области от 31.12.2015 № 246-ОД) с изменениями на 30 мая 2023 г.]. Эти законы могут закреплять льготы и гарантии для разных субъектов, а гарантии могут быть разного уровня в зависимости от финансовых возможностей регионов. Последнее время уделяется много внимания социальным гарантиям граждан, участвующих в специальной военной операции, и созданию условий для лиц с ограниченными возможностями. Это, в частности, может стать катализатором принятия единого социального кодекса страны. Представляется, необходим общий подход к формированию уровня льгот и гарантий. Необходимо расширить гарантии защиты прав в рассматриваемой сфере. В случае принятия единого кодекса будет систематизировано законодательство в сфере социального обеспечения, что позволит упростить гражданам реализацию своих прав. В последнее время все больше внимания уделяется реформе законодательства в сфере социального обеспечения как в России [1–4], так и в странах ЕАЭС [5, 6]. Например, в Казахстане [Социальный кодекс (Кодекс Республики Казахстан от 20.04.2023 №224-VII)] и Туркмении [Кодекс Туркменистана от 19.10.2012 «О социальной защите населения» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.07.2022)] уже приняты социальные кодексы.
Помимо важности защиты прав лиц с ограниченными возможностями как одной из наименее защищенных групп населения, ставится вопрос усиления эффективности защиты их пенсионных прав [7]. В России юристами была выдвинута идея о региональных уполномоченных по правам пенсионеров [8], однако она не была поддержана. Таким образом, принятие на федеральном уровне социального кодекса является, на наш взгляд, единственным инструментом для систематизации и расширения прав, гарантий и компенсаций социально незащищенным группам населения страны.