По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22

Механизм защиты социально-обеспечительных прав в России и некоторых странах ЕАЭС

Гусев Алексей Юрьевич канд. юрид. наук, доцент кафедры международного права, Дипломатическая академия МИД РФ, E-mail: judgegusev@mail.ru
Батусова Екатерина Сергеевна канд. юрид. наук, доцент департамента публичного права факультета права, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» E-mail: ebatusovs@hse.ru, batusovs@gmail.ru

Социальное государство должно обеспечивать функционирование механизма защиты социально-обеспечительных прав. Принятие кодифицированного акта в сфере социального обеспечения является одним из важных вопросов систематизации и установления льгот, гарантий в рассматриваемой сфере, выработки общего подхода к защите социально-обеспечительных прав. Анализ законодательного опыта стран ЕАЭС относительно кодификации данного законодательства, а также механизмов защиты таких прав может послужить основой для разработки российского кодекса. Исследование законодательных положений регулирования деятельности инспектора социальной защиты в Республике Казахстан может послужить основой оптимизации законодательства в данной области в Российской Федерации и имплементации нормативных положений о полномочиях инспектора социальной защиты.

Литература:

1. Алиева З. Б. Изменения в системе пенсионного обеспечения России: варианты реформирования пенсионных накоплений граждан [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/ (дата обращения: 10.11.2023).

2. Винокуров В. А. Рассуждения о понятиях «пенсия», «государственная пенсия» и о праве человека и гражданина на государственную пенсию в Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rassuzhdeniya-o-ponyatiyah-pensiya-gosudarstvennaya-pensiya-i-o-prave-cheloveka-i-grazhdanina-na-gosudarstvennuyu-pensiyu-v (дата обращения: 10.11.2023).

3. Губанова О.А., Бруевич М. Ю. Право на вторую пенсию [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravo-na-vtoruyu-pensiyu (дата обращения: 10.11.2023).

4. Курилкина О. А., Паронян К. М., Агафонова Т.П. Основные направления деятельности фондов государственного социального страхования в современной России // Аграрное и земельное право. — 2023. — № 7 (223).— С. 99–101 [Электронный ресурс]. — URL: http:// doi.org/10.47643/1815-1329_2023_7_99.; https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-deyatelnosti-fondov-gosudarstvennogo-sotsialnogo-strahovaniya-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 10.11.2023).

5. Мосейко В. В. Пенсионное обеспечение по старости в странах ЕАЭС [Электронный ресурс]. — URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/pensionnoe-obespechenie-po-starosti-v-stranah-eaes (дата обращения: 10.11.2023).

6. Косимов Ф. Ш. Необходимость и сущность пенсионного обеспечения военнослужащих вооруженных сил Республики Узбекистан [Электронный ресурс]. — URL: https:// cyberleninka.ru/article/ (дата обращения: 10.11.2023).

7. Седельникова М.Г., Пузырёва А. А. Судебная защита пенсионных прав: проблемы теории и практики [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sudebnaya-zaschita-pensionnyh-prav-problemy-teorii-i-praktiki?ysclid=l oft6bxul2986792441 (дата обращения: 10.11.2023).

8. Акимова Е. Должность уполномоченного по правам пенсионеров предложили ввести в России [Электронный ресурс]. — URL: https://www.kp.ru/online/news/4225030/?ysclid=l oftkgz7j033098184 (дата обращения: 10.11.2023).

9. Дуйсенова Т. Цифровая карта семьи в Казахстане: об ошибках при назначении пособий рассказали в Минтруда [Электронный ресурс]. — URL: https://ru.sputnik.kz/ (дата обращения: 10.11.2023).

10. Цифровая карта семьи запущена в Казахстане [Электронный ресурс].— URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/enbek/press/news/details/48534 9?lang=ru&ysclid=lorpunn9yw977084258 (дата обращения: 10.11.2023).

11. Тастанова Л. Социальный ревизор [Электронный ресурс]. — URL: https://time.kz/articles/ (дата обращения: 10.11.2023).

12. Кто такой социальный инспектор? Немного о работе социального инспектора // Официальный сайт правительства Москвы [Электронный ресурс].— URL: https://cao.mos.ru/important-in-the-district/detail/9249574.html (дата обращения: 10.11.2023).

13. Прокурорами принимаются меры к защите прав инвалидов и пенсионеров // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/ proc_cfo/mass-media/news/news-regional?item=89058999 (дата обращения: 10.11.2023).

14. Расследование несчастных случаев: проект Минтруда о правах инспекторов труда// СПС Консультант [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.consultant.ru/legalnews/23732/ (дата обращения: 10.11.2023).

15. Лютов Н.Л. Трудовые инспекции в постсоветских государствах: деградация ради мифа об экономической эффективности? Актуальные проблемы российского права. — 2019. — № 1 (12).— С. 92–106 [Электронный ресурс]. — URL: https://doi.org/10.17803/19941471.2019.109.12.092-106 (дата обращения: 10.11.2023).

16. Трошкина О.Н. Охрана прав лиц пожилого возраста. Юрист компании [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.law.ru/article/ (дата обращения: 10.11.2023).

17. Оробец В. М. Трудовая юстиция в зарубежных странах и проблемы ее становления в Российской Федерации: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук [Электронный ресурс]. — URL: https:// docs.yandex.ru/docs/ (дата обращения: 10.11.2023).

18. Долгова А.И. Необходимость введения специализированных трудовых судов в России: за и против // Ученые записки Казанского университета. — 2012. — Т. 154. — Кн. 4. — С. 96–101. [Электронный ресурс]. — URL: https:// docs.yandex.ru/docs/ (дата обращения: 10.11.2023).

19. В КПРФ предложили ввести трудовые суды // Официальный сайт РИА Новости [Электронный ресурс]. — URL: https://ria.ru/ (дата обращения: 10.11.2023).

20. Права пенсионеров: российское законодательство и зарубежный опыт: научно-практическое пособие / Отв. ред. Н. В. Путило. — М.: Проспект, 2020.— 288 с.

21. Положение о Комплаенс-офицере ПАО «Юнипро». Утверждено решением Совета директоров ПАО «Юнипро» от 6декабря 2022 г., протокол от 9 декабря 2022 г. № 318 [Электронный ресурс]. — URL: https://docviewer.yandex.ru/view/ (дата обращения: 10.11.2023).

22. Должностная инструкция комплаенс-офицера антикоррупционной комплаенс-службы ГКП на ПХВ «Областной онкологический диспансер» (Казахстан) [Электронный ресурс]. — URL: https:// admin.bkogov.kz/sites_files/onko.bkogov. kz/ (дата обращения: 10.11.2023).

В современных условиях необходимо вернуться к вопросу разработки Социального кодекса Российской Федерации. В отдельных российских регионах уже приняты социальные кодексы субъектов. Например, в 2008 г. он был принят в Ярославской области [Социальный кодекс Ярославской области (Закон Ярославской области от 19.12.2008 № 65-з) с изменениями на 3 июля 2023 г.] и в Омской области [Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан (Закон Омской области от 04.07.2008 № 1061-ОЗ)], 2016 г. — в Волгоградской области [Социальный кодекс Волгоградской области (Закон Волгоградской области от 31.12.2015 № 246-ОД) с изменениями на 30 мая 2023 г.]. Эти законы могут закреплять льготы и гарантии для разных субъектов, а гарантии могут быть разного уровня в зависимости от финансовых возможностей регионов. Последнее время уделяется много внимания социальным гарантиям граждан, участвующих в специальной военной операции, и созданию условий для лиц с ограниченными возможностями. Это, в частности, может стать катализатором принятия единого социального кодекса страны. Представляется, необходим общий подход к формированию уровня льгот и гарантий. Необходимо расширить гарантии защиты прав в рассматриваемой сфере. В случае принятия единого кодекса будет систематизировано законодательство в сфере социального обеспечения, что позволит упростить гражданам реализацию своих прав. В последнее время все больше внимания уделяется реформе законодательства в сфере социального обеспечения как в России [1–4], так и в странах ЕАЭС [5, 6]. Например, в Казахстане [Социальный кодекс (Кодекс Республики Казахстан от 20.04.2023 №224-VII)] и Туркмении [Кодекс Туркменистана от 19.10.2012 «О социальной защите населения» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.07.2022)] уже приняты социальные кодексы.

Помимо важности защиты прав лиц с ограниченными возможностями как одной из наименее защищенных групп населения, ставится вопрос усиления эффективности защиты их пенсионных прав [7]. В России юристами была выдвинута идея о региональных уполномоченных по правам пенсионеров [8], однако она не была поддержана. Таким образом, принятие на федеральном уровне социального кодекса является, на наш взгляд, единственным инструментом для систематизации и расширения прав, гарантий и компенсаций социально незащищенным группам населения страны.

Для Цитирования:
Гусев Алексей Юрьевич, Батусова Екатерина Сергеевна, Механизм защиты социально-обеспечительных прав в России и некоторых странах ЕАЭС. Кадровик. 2023;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: