По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Медиация в коллективных трудовых конфликтах: сравнительный анализ процессных моделей. Часть 2

Соловьев Анатолий Владимирович д-р экон. наук, профессор кафедры труда и социальной политики РАНХиГС, 119571, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 82, стр. 1, E-mail: savhome@yandex.ru

По мнению автора статьи, посредничество (медиация) в коллективных трудовых конфликтах регламентируется не федеральным законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 №193-ФЗ, а Трудовым кодексом РФ, и процессные модели поведения медиатора (посредника) при вмешательстве в эти конфликты существенно различны. Актуальность заявленного сравнения обусловлена введением в действие федерального закона от 26.07.2019 №197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Проведенный сравнительный анализ процессных моделей приводит автора к выводу о том, что при вмешательстве в коллективные трудовые конфликты третьего лица это лицо должно занимать активную позицию, а не осуществлять функцию примирителя, наблюдающего за процессом преодоления конфликта самими субъектами конфликтного взаимодействия.

Литература:

1. Киселев И.Я. Сравнительное и международное трудовое право: учебник для вузов. — М.: Дело, 1999.

2. Пшеворский А. Демократия и рынок. Политические и экономические реформы в Восточной Европе и Латинской Америке / пер. с англ. / под ред. проф. Бажанова В.А. — М: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999.

3. Хасан Б.И. Конфликт // Психология деловых конфликтов: хрестоматия. Учеб. пос. для факультетов: психологических, экономических и менеджмента. — Самара: ИД «Бахрах-М», 2007.

4. Глазл Фридрих. Конфликт-менеджмент. Настольная книга руководителя и консультанта / пер. с нем. — Калуга, «Духовное познание», 2002.

5. Джиджян А.Р. Социальный конфликт и общая теория его регулирования / отв. ред. д.ф.н., профессор Джиджян Р.З. — Ер.: Ноян Тапан, 2009.

6. Ростиашвили К.Д. Государственные органы посредничества и примирения в США. — М., 1997.

7. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: подходы, решения, технологии. — М.: Аспект Пресс, 1997.

8. Алексеев С.С. Право: азбука — теория — философия: Опыт комплексного исследования. — М.: «Статут», 1999.

9. Обзор законодательства по труду и социальному обеспечению. Выпуск 3. Министерство труда и социального порядка Германии. — М., 1995.

10. Соловьев А.В. Преодоление трудовых конфликтов коллективного характера: монография: в 2-х чч. Ч. 1. Конфликтный потенциал социально-трудовой сферы. — М.: РАПС, 2008.

11. Соловьев А.В. Конфликт корыстных интересов на государственной и муниципальной службе: природа и способы преодоления. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2018.

12. Thomas K.W., Kilmann R.H. Thomas-Kilmann Conflict Mode Instrument [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.skillsone.com/Pdfs/ smp248248.pdf] (дата обращения: 24.12.2019).

13. Соловьев А.В. Продвижение медиации в конфликтах по поводу права // Вестник Федерального института медиации. — 2017. — №4.

14. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах / пер. с англ. под ред. И.А. Ушакова. — М.: «Сов. Радио», 1974.

Продолжим изложение критических замечаний по поводу осуществления посредничества (медиации) на основе принципа сотрудничества.

Наконец, проблема сотрудничества субъектов коллективных трудовых конфликтов при проведении процедуры посредничества (медиации) приобретает несколько другой оттенок в случаях, когда речь идет о вмешательстве третьего лица в конфликт по поводу права (юридическому). Такие конфликты, например, возникают, когда сторона работодателей (предпринимателей) нарушает права и свободы работников (трудящихся), а также нарушает права и свободы их полномочных представителей.

Когда сторона, считающая себя потерпевшей от беззакония и произвола своего оппонента, должна вступить в переговоры с нарушителем действующего законодательства [1, с. 229] или тем, кто нарушает их свободы, то на какое сотрудничество между этими субъектами может рассчитывать третье лицо, вмешивающееся в конфликт с целью осуществления посредничества (медиации)?

Нельзя не обратить внимания на точку зрения Адама Пшеворского, полагающего, что термин «сотрудничество» является запутанным, так как в разговорном языке он означает не просто помощь, а взаимную помощь [2, с. 207–208] в тех или иных социальных отношениях.

Наконец, Мортон Дойч в свое время изложил свое видение работы с конфликтом. По его мнению, она требует решения центральных вопросов:

«1) каковы условия, необходимые для институциализации и регулирования конфликта;

2) каковы условия, создающие возможность урегулирования конфликта непосредственно сторонами;

3) каковы условия, при которых возможно конкурентное и кооперативное разрешение конфликта» [3, с. 222].

Есть еще один аспект проблемы продвижения посредничества (медиации) в коллективные трудовые споры (конфликты). В данном контексте уместно напомнить один из выводов И.Я. Киселева, завершающих главу о порядке разрешения трудовых споров (процессуальном трудовом праве). Отечественный правовед пишет о том, что юридические споры (конфликты права) входят в сферу компетенции трудовых судов [1, с. 313]. Данное обстоятельство обусловливает необходимость более глубокого изучения этой проблемы со стороны российских юристов-трудовиков по следующим причинам. Восстановление нарушенных или ущемленных прав работников может быть осуществлено только посредством применения к лицу, нарушившему или ущемившему права работников, определенных санкций. Если такого правового механизма нет, то это вызывает сомнение в справедливости и права, и действующего законодательства.

Для Цитирования:
Соловьев Анатолий Владимирович, Медиация в коллективных трудовых конфликтах: сравнительный анализ процессных моделей. Часть 2. Кадровик. 2020;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: