В настоящее время существует определенный разрыв между правовым регулированием процедуры посредничества, которой посвящены соответствующие нормы Трудового кодекса РФ и Федерального закона от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Однако автор не планировал осуществление сравнительного анализа, т.к. его больше заботит тот факт, что до настоящего времени ни законодатель, ни представители научного сообщества не предприняли надлежащих мер по отграничению понятий «медиация» и «посредничество», не сформулировали ответа на существенный вопрос – каким образом третье лицо, вмешивающееся в конфликт по поводу права, может содействовать сторонам этого конфликта в его досудебном разрешении?
Более того, в рамках различных дискуссий по поводу теории и практики медиации в современной России порой высказываются парадоксальные точки зрения. Так, например, Самир Гараева констатирует, что «Мирные или дружественные способы разрешения конфликтов и споров пока не получили в России широкого признания и распространения» [Гараев: 2017], а далее представляет собственное видение легализации медиации в разных сферах общественной жизни современной России и перспективы ее развития.
В приведенной точке зрения на первый взгляд нет ничего, что должно было бы насторожить читателя, но это только на первый взгляд. Дело заключается в том, что «дружественные способы разрешения» конфликтов или споров порой не могут быть разрешены по объективным причинам. Этому обстоятельству в большинстве случаев не уделяется должного внимания ни в науке, именуемой конфликтология, ни авторами, интересующимися проблематикой практического применения процедуры медиации или посредничества. Не уделяется должного внимания и проблеме отграничения понятий «конфликт» и «спор», но эта проблема должна рассматриваться отдельно, как это уже было сделано нами ранее [Соловьев: 2008; Он же: 2013].
На ми пола гается, что сколь скоро российский законодатель определи л сферой применения медиа ции (Федера льный за кон от 27.07.2010 № 193-ФЗ, ред. от 23.07.2013 «Об а льтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)») и трудовые отношения, то необходимо обратить внимание на несколько существенных вопросов, связанных с природой конфликтов и результативностью использования третьим лицом, – медиатором или посредником, – процедуры медиации или посредничества в зависимости именно от природы конфликта.