По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Матрица меню. Разнообразие предложения и экономические показатели ресторана

Алексей Борщов эксперт школы «RestАналитика»

Успешный ресторан — это не только вкусная еда, дополненная атмо-сферой, традициями и историей, но и экономическая выгода. Это понятие включает в себя операционную эффективность, хорошую оборачиваемость запасов и высокую квалификацию персонала. Получается, что успешный ресторатор должен исполнять две противоречивые роли: с одной стороны, быть радушным хозяином, предлагать гостям кулинарные чудеса и дарить положительные эмоции, а с другой — быть хорошим экономистом, все считать и руководствоваться рациональностью. В роли хозяйственника ресторатор в каждом гастрономическом шедевре сразу выделяет нормы выхода, технологическую сложность и параметры оборачиваемости. И если определить уровень подачи блюда, его вкус, атмо-сферу ресторана и имидж можно только субъективно, то для оценки экономических характеристик его работы есть множество математических инструментов. Проанализируем один из них — тот, что называется «сырьевая матрица» и объединяет в себе экономические параметры работы ресторана с оценкой насыщенности и разнообразия его меню. Сырьевая матрица показывает число вхождений ингредиентов в блюда меню ресторана. Зачем это нужно?

Вот пример части реального меню одного заведения: «Горячие блюда: котлетки куриные паровые — 250 руб., котлетки куриные жареные — 250 руб., куриное бедрышко под сыром с картофельным пюре — 280 руб., курица в сливочном соусе — 300 руб., котлета «Пожарская» со сливочно-грибным соусом — 300 руб., куриный шницель — 330 руб., две фаршированные куриные ножки — 350 руб., котлеты из телятины с пюре 360 руб.»

Действительно ли такое меню разнообразно в своем предложении? Не заигрался ли шеф-повар в мнимое изобилие? Не слишком ли много курицы в меню? А мы процитировали только «Горячие блюда», а ведь курица еще есть в салатах… Задача сырьевой матрицы — умерить использование одного ингредиента.

Вторая ее задача обратная — выявить единичные вхождения ингредиентов. Ведь если в меню ресторана есть блюда с трудным в хранении и малоиспользуемым ингредиентом, то это потенциальный риск потерь от списаний из-за банальной потери качества этого продукта. Можно ли вывести эти блюда из меню? Или попробовать заменить редкий ингредиент на более «проходимый» аналог? Тут можно сразу вспомнить простую рекомендацию: чтобы продукт в ресторане хорошо оборачивался, он должен входить в 3–5 блюд меню.

Третья задача сырьевой матрицы — подумать о сбалансированности меню. Человек часто делает свой выбор рационально, автоматически находя доводы для подтверждения или отклонения того или иного решения. Наш мозг проделывает при этом тысячи незаметных нам операций, представляя, домысливая, вспоминая и обрабатывая информацию на основе своего жизненного опыта. Поэтому иррациональная «ресторанная магия» срабатывает на посетителя, но в ее основе все равно оказывается расчет! В мозгу посетителя ресторана при выборе блюда также идет обработка меню вашего заведения с раскладкой его на банальную сырьевую матрицу. Мы все равно разделим меню на курицу, рыбу, говядину и т. д. Значит, нужно сделать так, чтобы расчеты ресторатора и клиента совпали и в меню были те блюда, которые с наибольшей вероятностью удовлетворят целевую аудиторию. Иными словами, нужно сделать так, чтобы любой гость смог найти в вашем меню что-то на свой вкус. При этом ни в коем случае нельзя «раздувать» меню, наполняя его всем, что могут спросить гости. Это и есть принцип рациональной сбалансированности меню.

Для Цитирования:
Алексей Борщов, Матрица меню. Разнообразие предложения и экономические показатели ресторана. Современный ресторан. 2020;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала