Маркетинговый анализ дополняет и конкретизирует рассмотренный в прошлом выпуске сбор маркетинговой информации и выступает важнейшим инструментом выработки стратегии фирмы. Маркетинговый аудит позволяет проанализировать все аспекты бизнеса и рыночного окружения компании точно так же, как и финансовый аудит и выступает частью бизнес-плана предприятия. Наиболее доступными и эффективными методами маркетингового анализа для руководителей малых предприятий являются SWOT-анализ и портфельный анализ.
При формулировании личной стратегии или разработке стратегии компании необходимо четко представлять возможности и угрозы на рынке, а также знать сильные и слабые стороны своей компании. В этом вам поможет составление SWOT-анализа. Этот вид анализа является базовым из всех аналитических инструментов маркетинга. SWOTанализ описывает сильные (strengths) и слабые (weaknesses) стороны организации, ее возможности (opportunities) и угрозы (threats).
Сильные и слабые стороны в основном касаются самой организации, в то время как возможности и угрозы появляются во внешней среде.
Благодаря своей простоте SWOT-анализ легко применим на любых предприятиях и столь же подвержен неправильному применению. Для его проведения не требуются ни обширные базы данных, ни формальная подготовка. Любой, кто хоть немного знаком с компанией и имеет представление о рынке, может составить простой SWOT-анализ. С другой стороны, присущая анализу простота может привести к поспешным и бессмысленным выводам, полным таких неопределенных и двусмысленных понятий, как «эксплуатационная характеристика продукта», «современное оборудование», «цены». Вдобавок, пользователи иногда забывают об объективности и полагаются на устаревшую или ненадежную информацию.
Чтобы избежать указанных ошибок и извлечь максимум пользы из SWOT-анализа, следуйте следующим несложным правилам:
Правило 1. Тщательно определите сферу каждого SWOTанализа. Компании часто проводят общий анализ, охватывающий весь их бизнес. Скорее всего, он будет слишком обобщенным и бесполезным для вашей компании. Фокусирование SWOTанализа, например, на конкретном сегменте, обеспечивает выявление наиболее важных для него сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.