Международная консалтинговая компания Bain & Company провела детальный организационный аудит 25 крупнейших международных корпораций на предмет продуктивности трудовых ресурсов. В масштабном исследовании также было задействовано аналитическое подразделение британского журнала Economist, которое опросило более трех сотен старших должностных лиц из крупных фирм в разных частях мира. Их попросили оценить своих сотрудников и описать работу по управлению персоналом — с тем, чтобы оценить причины продуктивности трудовых ресурсов.
Выяснилось, что и у самых успешных фирм, и у всех остальных компаний примерно одинаковый процент сотрудников-«звезд» — в среднем 15% (ориентировочно 1 из 7 работников). Но почему у одних талант монетизируется в том числе в успех, а у других — нет?
Bain & Company выявила две четко различающиеся стратегии. Успешные компании используют намеренный неэгалитарный подход, то есть размещают свои таланты в тех местах, где эти люди смогут оказать наибольший положительный эффект на работу организации. В результате большинство важнейших для бизнеса ролей — до 95% — занимают «звезды».
Профессионализм — это товар, который можно продать на рынке, поэтому люди тратят массу времени и сил, чтобы развить свой талант до непревзойденного уровня.
Допустим, в технологических компаниях разработка программного обеспечения критична для успеха дела. Значит, в самых успешных фирмах основные роли в этой сфере занимают именно лучшие сотрудники. В компаниях, где важен бренд-менеджмент, таланты занимаются именно брендменеджментом. Но это означает, что для других позиций остается меньше «звезд».
В менее успешных компаниях, напротив, используется ненамеренный эгалитарный подход, при котором лучших работников стараются распределить равномерно по всем ролям. То есть на каждого «середнячка» в том или ином направлении приходится один талант. Такой подход кажется справедливым, даже достойным, но вот исключительных результатов не приносит.