По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.2; 331.108.37

Локальные нормативные акты как основа эффективного управления (на примере положения об аттестации)

Иванчина Юлия Валерьевна канд. юрид. наук, доцент кафедры трудового права, Уральский государственный юридический университет, 620137, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 2, Е-mail: julia.ivanchina@gmail.com

В статье освещены вопросы, связанные с возможностью эффективного использования работодателем локальных нормативных актов, на примере применения такого вида оценки работников, как аттестация.

Литература:

1. Указ президента РФ от 01.02.2005 № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2005. — № 6. — Ст. 437.

2. Постановление правительства РФ от 22.12.2011 № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя (вместе с Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя) (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 2012. — № 2. — Ст. 280.

3. Приказ ФСС РФ от 18.08.2009 № 177 «О порядке проведения аттестации работников Фонда социального страхования Российской Федерации (вместе с Положением о порядке проведения аттестации работников Фонда социального страхования Российской Федерации) (с изм. и доп.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2009. — № 38.

4. Положение о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи, утв. постановлением ГКНТ СССР и Госкомтруда СССР от 05.10.1973 №470/267 // Бюллетень Госкомтруда СССР. — 1974. — № 10.

5. Постановление Минтруда России от 09.02.2004 № 9 «Об утверждении Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (с изм. и доп.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2004. — № 14.

6. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Бюллетень Верховного суда РФ. — 2004. — № 6.

Изменения, происходящие в обществе, экономике, а также в научно-технической сфере, выдвигают новый уровень требований к специалистам различных отраслей, экономики и сфер деятельности. Это актуализирует значение и роль разных видов оценки работников с целью формирования конкурентоспособного персонала, способного успешно решать поставленные перед организацией задачи. Поэтому цель кадровой политики практически любой организации заключается в формировании работоспособного и конкурентоспособного кадрового состава и его рационального использования.

Кадровая политика, являясь составной частью системы управления персоналом, входит в общую систему управления организацией. При этом вся система управления лежит в плоскости закона. Управление трудом работников урегулировано нормами трудового права. К примеру, различные виды оценки работников, их процедуры и/или правовые последствия закреплены в действующем трудовом законодательстве. Поэтому используемые работодателем средства и способы управления персоналом должны найти свое легальное закрепление в его локальных нормативных актах.

Одним из универсальных локальных нормативных актов, в котором закрепляются установленные в организации правила поведения, являются правила внутреннего трудового распорядка (далее — ПВТР). ПВТР — это комплексный локальный нормативный акт, фиксирующий регулирование трудовых отношений у конкретного работодателя, начиная с момента приема на работу до момента увольнения с нее. Именно ПВТР позволяют работодателю выстроить кадровую политику с учетом своих потребностей, в частности предусмотреть виды оценки работников: испытание при приеме на работу, аттестацию и др. Однако не все виды оценки могут быть детально урегулированы в ПВТР, для этого требуется принятие отдельных локальных нормативных актов (далее — ЛНА).

Посредством применения различных видов оценки можно выстроить постоянно действующую систему оценки работников, направленную не только на определение наличия требуемого уровня знаний, профессионально важных качеств работника, необходимых для выполнения трудовой функции или установления соответствия работника предъявляемым требованиям, но и на повышение эффективности управленческих решений. К примеру, данные, полученные в ходе оценки, могут быть положены в основу решений, связанных с расстановкой и ротацией кадров, могут указать на необходимость подготовки, переподготовки и повышения квалификации отдельных работников, а также помогут сделать систему мотивации и стимулирования работников более результативной.

Для Цитирования:
Иванчина Юлия Валерьевна, Локальные нормативные акты как основа эффективного управления (на примере положения об аттестации). Кадровик. 2019;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: