По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 640.41 DOI:10.33920/igt-2-2202-05

Логистический подход в развитии финансового потенциала гостиниц

Ушаков Р. Н. кандидат экономических наук, доцент кафедры гостиничного и ресторанного дела. ГАОУ ВО «Московский государственный университет спорта и туризма». 117519, Российская Федерация, г. Москва, Кировоградская ул., д. 21, к. 1, E-mail: ushakov.roman.n@yandex.ru

Гостиничная индустрия в настоящее время нуждается в пересмотре своих финансовых составляющих, а именно затрат в различные направления своей деятельности — от заработной платы до внедрения технологий автоматизации и роботизации. Логистический подход, с свою очередь, несет в себе изначально несколько компонентов — это автоматизация большинства операционных процессов и использование квалифицированных кадров как основного ресурса организации. Кроме того, несмотря на то что гостиничная индустрия продает в основном услуги, а логистика оптимизирует управление материальными потоками, именно применение правил логистики, а также разделение и дальнейшая интеграция бизнес-процессов с позиции выделения функциональных областей логистики в гостинице позволят значительно повысить ее финансовые показатели. В данной статье рассмотрена закупочная, сбытовая, информационная и складская логистика для развития финансового потенциала гостиничного предприятия.

Литература:

1. Крайнова, О. С. Инновационные инструменты управления бизнес-процессами предприятий индустрии туризма и гостеприимства: логистический подход / О. С. Крайнова // Интернет-журнал Науковедение. — 2015. — Т. 7. — № 2 (27). — С. 43.

2. Гаева, Е. Е. Важность логистической интеграции в гостиничном бизнесе / Е. Е. Гаева, Ю. В. Лукиных // Логистика — евразийский мост: материалы ХI Международной научно-практической конференции, Красноярск, 28–30 апреля 2016 г. — Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2016. — С. 337–342.

3. Липатова, О. Н. Особенности логистики гостиничного предприятия / О. Н. Липатова, Н. С. Журавлева // Логистика: форсайт-исследования, профессия, практика: материалы I Национальной научно-образовательной конференции, Санкт-Петербург, 20 октября 2020 г. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2020. — С. 125–129.

4. Смотрина, О. С. Роль логистического подхода в управлении предприятием гостиничного бизнеса / О. С. Смотрина, Т. З. Рахматулин // Вестник современных исследований. — 2018. — № 12.17 (27). — С. 366–369.

5. Ушаков, Р. Н. Логистика: лекции. — М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015.— 178 с. — ISBN 978-5-4475-4722-6.

6. Nesterenko, I. V. Modeling Accounting Policies for the Hospitality Industry in the Context of Globalization / I. V. Nesterenko, N. S. Kovalevska, E. B. Sokolova // Бизнес-информ.— 2020. — No. 6 (509). — P. 212–218. — DOI 10.32983/2222-4459-2020-6-212-218.

7. Чернышев, А. В. Развитие предприятий гостиничной сферы с использованием логистики / А. В. Чернышев // Финансовая стратегия предприятий в условиях нестабильности экономики, Москва, 28 марта 2019 г. — М.: Академия менеджмента и бизнес-администрирования, 2019. — С. 202–205.

8. Гадимова, Ф. К. Логистическая организация деятельности гостиничных предприятий: потоково-процессный подход / Ф. К. Гадимова; Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова // Актуальные проблемы развития индустрии гостеприимства, туризма и спорта: сборник статей. — Уфа: Аэтерна, 2018. — С. 50–56.

1. Krajnova, O. S. Innovacionnye instrumenty upravlenija biznes-processami predprijatij industrii turizma i gostepriimstva: logisticheskij podhod. O. S. Krajnova. Internet-zhurnal Naukovedenie. 2015, V. 7, no. 2 (27), р. 43.

2. Gaeva, E. E. Vazhnost’ logisticheskoj integracii v gostinichnom biznese. E. E. Gaeva, Ju. V. Lukinyh. Logistika — evrazijskij most : materialy HI mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Krasnojarsk, 28–30 aprelja 2016 goda. Krasnojarsk: Krasnojarskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet, 2016, рр. 337–342.

3. Lipatova, O. N. Osobennosti logistiki gostinichnogo predprijatija. O. N. Lipatova, N.S. Zhuravleva. Logistika: forsajt-issledovanija, professija, praktika: materialy I Nacional’noj nauchno-obrazovatel’noj konferencii, Sankt-Peterburg, 20 oktjabrja 2020 goda. Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj jekonomicheskij universitet, 2020, рр. 125–129.

4. Smotrina, O. S. Rol’ logisticheskogo podhoda v upravlenii predprijatiem gostinichnogo biznesa / O. S. Smotrina, T. Z. Rahmatulin. Vestnik sovremennyh issledovanij. 2018, no. 12.17 (27), рр. 366–369.

5. Ushakov, R. N. Logistika: lekcii. R. N. Ushakov. M.; Berlin: Direkt-Media, 2015, 178 p. ISBN 978-5-4475-4722-6.

6. Nesterenko, I. V. Modeling Accounting Policies for the Hospitality Industry in the Context of Globalization. I. V. Nesterenko, N. S. Kovalevska, E. B. Sokolova. Biznes-inform. 2020, no. 6 (509), рр. 212–218. DOI 10.32983/2222-4459-2020-6-212-218.

7. Chernyshev, A. V. Razvitie predprijatij gostinichnoj sfery s ispol’zovaniem logistiki. A.V.Chernyshev. Finansovaja strategija predprijatij v uslovijah nestabil’nosti jekonomiki, Moskva, 28 marta 2019 goda. Moskva: Akademija menedzhmenta i biznes-administrirovanija, 2019, рр. 202–205.

8. Gadimova, F. K. Logisticheskaja organizacija dejatel’nosti gostinichnyh predprijatij: potokovo-processnyj podhod. F. K. Gadimova. Aktual’nye problemy razvitija industrii gostepriimstva, turizma i sporta: sbornik statej. Rossijskij jekonomicheskij universitet imeni G.V. Plehanova. Ufa: Ajeterna, 2018, рр. 50–56.

Современное состояние гостиничной индустрии, где в связи со сложившейся из-за пандемии ситуацией сделан акцент на управлении не доходами, а расходами, применение логистического подхода в управлении не только финансами, но и всеми процессами в гостинице приобретает все большую необходимость.

Финансовый потенциал гостиничного предприятия, а именно возможности для развития и инвестиций в расширение бизнеса, после закрытия до 40% гостиничных предприятий в различных регионах Российской Федерации стал практически приближаться к нулю. Пути его повышения руководители как независимых отелей, так и гостиниц под брендами международных гостиничных цепей стали искать новые элементы гостиничного продукта в гибкой ценовой политике, в расширении каналов продаж, а также в новых способах продвижения своих услуг и пересмотре статей рекламного бюджета, то есть в комплексе маркетинга, однако пересмотр своих расходов именно с позиции интеграции их статей с применением логистического подхода практически не применяется.

Логистика сама по себе занимается оптимизацией материальных и сопутствующих им нематериальных (информационных, сервисных) потоков, в первую очередь снижения затрат на прохождение этих потоков, начиная от стадии закупок и заканчивая доведением продукции и услуг до конечного потребителя, включая управление информационными потоками и оптимальным распределением затрат на транспорт и складирование. Западный взгляд на логистику предприятия начинается с формирования логистической инфраструктуры, то есть изучения всех участников рынка, задействованных в движении материального и сопровождающего его нематериального потока. Однако гостиничный бизнес в силу специфики применения элементов логистики уходит от системного подхода, который является частью логистического подхода при его внедрении на предприятии.

Есть элементы логистики, которые уже длительное время применяются в гостиничном бизнесе. Вопервых, это использование профессиональных кадров как основного ресурса организации. Причем это не только профессиональная подготовка каждого сотрудника — от линейного персонала до директора гостиницы, но и акцент на обязательной командной работе для достижения максимального финансового результата в виде улучшения основных показателей деятельности гостиничного предприятия. Сама концепция гостеприимства подразумевает выполнение только тех действий в отеле, которые улучшают его финансовые результаты. Во-вторых, индустрия гостеприимства — одна из тех, которые наиболее активно внедряют новые технологии, способствующие автоматизации всех бизнес-процессов с целью усиления контроля над ними. В первую очередь с целью снижения расходов и потерь в деятельности отеля при оказании гостиничных услуг. Однако возникший в связи пандемией коронавируса кризис в гостиничном бизнесе показал, что необходимой системности, интеграции всех направлений деятельности гостиничного предприятия с целью в том числе и развития финансового потенциала не существовало.

Для Цитирования:
Ушаков Р. Н., Логистический подход в развитии финансового потенциала гостиниц. Гостиничное дело. 2022;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: