Несмотря на явную положительную динамику роста, профессиональных гостиничных управленцев в России пока не так много, и уход из гостиницы ключевого менеджера порой равносилен стихийному бедствию. Учитывая это, руководители отелей предпринимают все возможное, чтобы закрепить своих ведущих специалистов в гостинице, и мотивируют их прежде всего относительно высоким материальным поощрением, выраженным в виде основной заработной платы, премиальных выплат, а в ряде случаев — в виде льготного кредитования и ссуд. Ключевые специалисты обходятся отелю довольно дорого.
А как обстоит дело с «дешевой» рабочей силой — официантами и горничными, гардеробщиками и барменами? Так ли дешево содержать эту многочисленную часть коллектива, которая постоянно подвержена «текучке», но при этом составляет передовую линию обслуживания гостей и формирует восприятие постояльцами имиджа отеля? Постараемся разобраться с этими непростыми вопросами, а чтобы сделать картину более контрастной, перенесем проблему в ярко выраженную сезонную региональную гостиницу, расположенную, скажем, на Черноморском побережье Краснодарского края или горнолыжном курорте Домбай в Карачаево-Черкесии.
Именно «дешевая» рабочая сила — официанты и горничные, гардеробщики и бармены — составляет передовую линию обслуживания гостей и формирует восприятие постояльцами имиджа отеля.
Сезонным колебаниям подвержены абсолютно все курортные гостиницы России и загородные (дачные) отели, за последнее десятилетие довольно активно выросшие вокруг мегаполисов. Частично сезонные проблемы выражаются в отелях Санкт-Петербурга и российских городов, входящих в состав Золотого кольца, а также в гостиницах других туристических центров на Урале или на Байкале, привлекающих туристов в одно время года и пустующих в другое.
В силу климатических условий нашей страны высокий сезон в вышеперечисленных регионах колеблется от трех до пяти месяцев, характеризуется высокой загрузкой номерного фонда, резко возросшими запросами на дополнительные и сопутствующие услуги отеля и, как результат, острой потребностью в рабочих руках рядового персонала. Конечно, желательно, чтобы эти руки принадлежали расторопному и относительно молодому человеку (мужчине или женщине), с гостеприимным позитивным настроем, ответственному и миловидному (так как речь идет о сервисе).