По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.108:004.9

Лидерство руководителей при цифровой трансформации бизнес-моделей

Кортенко Людмила Васильевна канд. экон. наук, доцент кафедры информационных технологий и статистики, Уральский государственный экономический университет, 620144, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта / Народной Воли, д. 62/45

В статье исследуется роль лидерского потенциала руководителей и содержание их ключевых функций при цифровой трансформации бизнес-моделей современных организаций. На основе комплексного исследования выделены три основные функции руководителей: защита бизнес-моделей, координация трансформационных инициатив и формирование цифровой стратегии. Исследование базируется на методологии, включающей аналитическое выявление управленческих функций в цифровой экономике, системный подход к изучению взаимодействия компонентов трансформации и количественную балльную оценку готовности организации к изменениям. Особое внимание уделяется практическим аспектам внедрения цифровых инноваций и развитию лидерских компетенций в условиях глобальной цифровой трансформации общества. Результаты исследования демонстрируют, что успешная трансформация требует от руководителей развития гибкости мышления, способности к адаптации и координации масштабных изменений. Предложена система оценки готовности к трансформации, включающая 10 ключевых показателей.

Литература:

1. Вайл П., Ворнер С. Цифровая трансформация бизнеса: Изменение бизнес-модели для организации нового поколения / Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2019. — 257 с.

2. Weill P., Woerner S. L. What’s your digital business model? Six questions to help you build the next-generation enterprise. — Boston, MA: Harvard Business Review Press, 2018. — 239 p.

3. Харари Ю. Н. 21 урок для XXI века / Пер. с англ. Ю. Гольдберг. — М.: Синдбад, 2021. — 414 с.

4. Власов М. В., Евсеев С. Н., Позолотина А. Р., Жуйков Е. Н., Калиниченко М. С., Лесников Д. К. Прогнозирование влияния интеллектуально-цифрового капитала на устойчивое региональное развитие // Друкеровский вестник. — 2025. — № 1 (63). — С. 240–259.

5. Илюхин А. А., Илюхина С. В. Проблемы высшего образования и теория общественного выбора // Экономика и предпринимательство. — 2025. — № 10 (183). — С. 66–70.

6. Кислицын Е. В., Панова М. В., Чиркина Н. Г. Объектно-ориентированное проектирование интерактивной обучающей системы // Перспективы науки. — 2017. — № 10 (97). — С. 10–14.

7. Кольева Н. С., Медведев П. М., Рожков С. С., Сбитнева М. А. Разработка чат-бота для повышения исполнительской дисциплины сотрудников при помощи регулярных инструктажей // Вестник СКУ им. М. Козыбаева. — 2025. — №1 (65).— С. 233–238.

8. Бутко Г. П., Старостин М. П. Социальные сети как инструмент развития организации // Актуальные вопросы современной экономики. — 2025. — №6.— С. 404–407.

9. Streimikis Ju., Yu Zh., Zhu N., Baležentis T. Achievements of the European Union member states toward the development of sustainable agriculture: A contribution to the structural efficiency approach // Technological Forecasting and Social Change. — 2022. — Vol. 178. — Р. 121590. DOI: 10.1016/j. techfore.2022.121590.

10. Радковская Е. В., Кочкина Е. М., Агеносов А. В. Подход к оценке энергоэффективности экономики // Естественно-гуманитарные исследования.— 2025. — № 3 (59). — с. 457–459.

11. Сазанова Л. А. Особенности труда и карьерного развития ИТ-специалистов в условиях холакратических структур // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2025. — № 3 (112). — С. 202–211.

12. Стоянова Д. Н. Педагогический потенциал цифровой образовательной среды непрерывного педагогического образования системы «колледж — вуз» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2025. — № 3 (100).— С. 5–11.

Лидерский потенциал в контексте цифровой трансформации представляет собой критически важный фактор успеха организации. Способность руководства обеспечить комплексное преобразование бизнес-процессов на всех иерархических уровнях определяет эффективность перехода к будущей цифровой бизнес-модели компании. Современное лидерство в масштабных цифровых бизнес-структурах характеризуется высокой степенью сложности и многогранности, а успешная трансформация редко осуществляется одномоментно, так как большинство организаций проходят через серию последовательных изменений, поэтапное развитие которых приобретает не меньшее значение, чем стратегическое видение имотивационный компонент.

Концепция цифровой трансформации бизнес-моделей от поставщика к модульному производителю или многоканальному продавцу с дальнейшими их превращениями в драйверов экосистем предложена П.Вайлом и С. Ворнером [1, 2]. Фундаментальные изменения в результате глобальной цифровой трансформации общества, затрагивающие все аспекты жизни человечества в ХХI веке, представлены Ю.Н. Харарари[3]. Влияние интеллектуального капитала на трансформацию организаций к их устойчивому развитию проанализирована М. В. Власовым, С.Н. Евсеевым и др. [4]. Применение современных информационных технологий в процессе цифровой трансформации организаций и отраслей освещается многими российскими авторами [5–7].

Дизайн исследования построен на комплексном подходе к анализу лидерского потенциала в условиях цифровой трансформации, включает компоненты аналитического метода к выполнению выделенных функций руководителей, системного подхода к исследованию взаимодействия различных компонентов цифровой трансформации, количественной системы балльной оценки готовности организации к трансформации, качественный анализ примеров внедрения цифровых инноваций, методов сбора и обработки данных из опыта различных отраслей. Исследование опирается на анализ существующих теоретических концепций и практический опыт трансформации организаций.

Для Цитирования:
Кортенко Людмила Васильевна, Лидерство руководителей при цифровой трансформации бизнес-моделей. Кадровик. 2025;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: