По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22

Квотирование рабочих мест для инвалидов: наследие и новеллы законодательства о занятости населения

Серова Алена Вадимовна д-р юрид. наук, канд. юрид. наук, доцент кафедры трудового права, Уральский государственный юридический университет им. В. Ф. Яковлева, 620137, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21, E-mail: a.v.serova@usla.ru
Калёных Алина Витальевна студент 4-го курса, Институт права и предпринимательства, Уральский государственный юридический университет им. В. Ф. Яковлева, 620137, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21, E-mail: alina.kalyoneh@yandex.ru

Установление квоты для приема на работу инвалидов в течение длительного периода времени сохраняет значение одной из главных мер государственной поддержки в сфере содействия занятости такой категории граждан. Начиная с 1995 г. данный механизм претерпел несколько этапов совершенствования. Одно из последних таких существенных изменений связано с принятием в декабре 2023 г. нового закона о занятости населения. Однако степень эффективности квотирования так и остается под вопросом. Сделан вывод, что в условиях острого дефицита кадров более привлекательным представляется смещение акцента в сторону профессионального обучения и дополнительного профессионального образования инвалидов.

Литература:

1. Кучмаева О.В. Занятость инвалидов в регионах России: состояние, дифференциация, факторы // Статистика и экономика. — 2020. — № 17 (5). — С. 27–37. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2020-5-27-37.

2. Показатели занятости и безработицы лиц, имеющих инвалидность [Электронный ресурс]. — URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (дата обращения: 24.04.2024).

3. Отчет о проведении в 2022 году экспертного опроса по вопросам занятости инвалидов и их профессиональных квалификаций [Электронный ресурс]. — URL: https://nark.ru/analytics/monitoring-rynka-truda/opublikovano-issledovanie-o-zanyatosti-invalidov/ (дата обращения: 24.04.2024).

4. Жаворонков Р. Н. Позиции судов по вопросам применения законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов // Вестник Университета им. О. Е. Кутафина. — 2017. — № 10. — С. 162–170. DOI: 10.17803/2311-5998.2017.38.10.162-170.

5. Законопроект № 537160-8 «О внесении изменения в статью 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления административной ответственности для работодателей за неисполнение обязанности по выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов)» [Электронный ресурс]. — URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/537160-8 (дата обращения: 24.04.2024).

6. Кучина Ю. А. О совершенствовании процедуры квотирования рабочих мест в целях повышения качества трудовой жизни инвалидов // Евразийский юридический журнал. — 2019. — № 5 (132). — С. 223–224.

7. Саликова Н. М. Участие работодателей в содействие занятости населения // Российское право: образование, практика, наука. — 2017. — № 3. — С. 47–53.

Проблема содействия эффективной занятости инвалидов в целом и их трудоустройства в частности из года в год находится на повестке дня как мирового сообщества государств в целом, так и Российской Федерации в частности.

Статистические данные о занятости инвалидов показывают неутешительную картину. Исследователями отмечается, что люди с инвалидностью не чувствуют себя востребованными на рынке труда. В отдельных источниках указывается, что доля занятых (работающих) инвалидов в России составляет 14,9% (2019 г.), при этом показатель занятости инвалидов в регионах значительно колеблется — от 7,2 до 29,2 %, а в 75 субъектах РФ доля работающих инвалидов не превышает 20 % от их численности [1, 27]. Росстат приводит следующие данные: в 2022 г. уровень безработицы инвалидов составлял 13,7 %; занятости — 10,1; участия в составе рабочей силы — 11,7 % [2].

Национальное агентство развития квалификации также не остается в стороне от проблематики занятости инвалидов. В проведенном осенью 2022 г. исследовании приняли участие 493 организации из пяти субъектов РФ (Москва, Томская и Свердловская области, Хабаровский и Приморский края). Возрастной портрет трудоустроенных в этих организациях инвалидов выглядит так: 17 % трудоустроенных инвалидов в возрасте от 18 до 25 лет; 33 — от 26 до 50 лет; 25 — предпенсионный возраст; 25 % — старше пенсионного возраста. С точки зрения средней численности трудоустроенных инвалидов результаты получились такими: в возрасте от 18 до 25 лет — 2 человека на одну организацию; от 26 до 50 лет — 8; предпенсионного возраста — 6; старше пенсионного возраста — 9 человек на одну организацию [3].

На международном уровне принят целый ряд актов, направленных на обеспечение для инвалидов эффективной реализации принципа равенства прав и возможностей и запрета дискриминации, в том числе в части вопросов, касающихся их трудоустройства. В качестве примера можно привести акты как Организации Объединенных Наций (далее — ООН), так и Международной организации труда (далее — МОТ). Так, в 1993 г. ООН были разработаны Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Резолюцией Генеральной ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 г. № 48/96), в которых вопросы занятости инвалидов выделены в качестве одной из 12 целевых областей для создания равных возможностей. В Конвенции ООН 2006 г. о правах инвалидов (принята Резолюцией Генеральной ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106) отдельно приводится перечень мер, направленных на реализацию инвалидами права на труд. В их числе: запрещение дискриминации по признаку инвалидности; защита прав инвалидов наравне с другими на справедливые и благоприятные условия труда; стимулирование найма инвалидов в частном секторе с помощью надлежащих стратегий и мер, которые могут включать программы позитивных действий, стимулы и другие меры. 20 июня 1983 г. МОТ была принята Конвенция № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов». В ней подчеркивается, что специальные позитивные меры, направленные на обеспечение подлинного равенства обращения и возможностей для инвалидов и других трудящихся, не считаются дискриминационными в отношении других трудящихся (ст. 4).

Для Цитирования:
Серова Алена Вадимовна, Калёных Алина Витальевна, Квотирование рабочих мест для инвалидов: наследие и новеллы законодательства о занятости населения. Кадровик. 2024;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: