По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336 DOI:10.33920/igt-2-2306-06

Культура — мост, который нельзя взрывать

С. И. Муртузалиев доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры всемирной истории и международных отношений Луганского государственного педагогического университета, г. Луганск, e-mail: msihistory2000@yandex.ru

До недавнего времени одной из главных и традиционных для России проблем было понимание культуры как неполитической сферы. До принятия Закона «О культуре» разные регионы страны жили в разных культурных измерениях и по-разному понимали сущность культуры. На рубеже XX–XXI вв. обострилось восприятие проблем социокультурного взаимодействия России и Кавказского региона. Северный Кавказ — это сложная система множества культур. Он был одновременно и контактной зоной, и барьером между цивилизациями и империями Средиземноморья, Передней Азии и Восточной Европы. Современная культура Северного Кавказа сформировалась в результате диалога кавказской горской, исламской и русской (российской) цивилизаций и культур, модернизационных процессов XX — начала ХХI вв. Тема сохранения культурного наследия занимает особое место в утвержденных в 2014 г. «Основах государственной культурной политики». Культурные мосты между народами и странами надо сохранять даже во время прямых военных столкновений.

Литература:

1. Бартольд, В.В. Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира. — М., 1963. — Т. II. — Ч. I.

2. Боров, А. Х., Кочесоков, Р. Х. Северный Кавказ в российском цивилизационном процессе. Проблемы интеграции и синтеза [Электронный ресурс]. — URL: http://intercircass. org/?p=794 (дата обращения: 06.09.2016).

3. Волова, Л.А. О взаимодействии культур народов Северного Кавказа в XX веке [Электронный ресурс]. — URL: http://apsnyteka.org/1379-volova_l_stati.html (дата обращения: 29.05.2016).

4. Гавров, С.Н. Культурная политика: общественно-государственное взаимодействие, технологичность, многообразие // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. — 2013. — № 1-2. — С. 140–155.

5. Единство. — Нальчик, 1991. 16 марта. — С. 4.

6. Заседание Совета при Президенте РФ по культуре и искусству [Электронный ресурс].— URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/51016 (дата обращения 19.07.2016).

7. Издержки принципа: реванш экономики над культурой... [Электронный ресурс].— URL: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material... (дата обращения: 29.05.2014).

8. Культурная повестка России // Российская газета [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rg.ru/2014/01/15/tochki.html (дата обращения: 29.05.2014).

9. Меликов, В. А. Исламские учебные заведения постсоветского Дагестана [Электронный ресурс]. — URL: http://www.idmedina.ru/books/materials/turkology/1/histori_ melikov. htm? (дата обращения: 27.10.2011).

10. Михаил Пиотровский: «Мы выпадем из контекста, когда нам отрежут культуру, а не продукты» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.forbes.ru/forbeslife/dosug/269261mikhail-piotrovskii-my-vypadem-iz-konteksta-kogda-nam-otrezhut-kulturu-ne-pr (дата обращения: 26.02.2016).

11. О культуре авг. 13, 2001 [Электронный ресурс]. — URL: http://dagestan.kavkaz-uzel. ru/articles/10651/?print=true (дата обращения: 14.05.2014).

12. От концепции культуры — к программе ее развития [Электронный ресурс]. — URL: president.e-dag.ru›Новости›Новости в центре внимания›…-k-programme-ee…(дата обращения: 16.04.2014).

13. Хакимов, Э.Р. Обоснование поликультурного образования через межпарадигмальную рефлексию // Искусство и образование. — 2009. — № 7. — С. 100–105.

14. Шайдаева, Г.М. Этноконфессиональные аспекты культурной идентификации дагестанцев в российском измерении гражданственности / Uлав. ред. С.В. Сиражудинова// Вопросы гармонизации межкультурных, межнациональных и межконфессиональных отношений: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 4 декабря 2013 г. — М.: Перо, 2016. — С. 134–141.

15. Шихсаидов, А.Р. Распространение ислама в Дагестане // Ислам и исламская культура в Дагестане. — М.: Восточная литература РАН, 2001.

1. Bartold, V.V. The place of the Caspian regions in the history of the Muslim world. M., 1963, T. II, Ch. I.

2. Borov, A. Kh., Kochesokov, R. Kh. The North Caucasus in the Russian civilizational process. Problems of integration and synthesis. Available at: http://intercircass.org/?p=794 (аccessed: 09.06.2016).

3. Volova, L.A. On the interaction of cultures of the peoples of the North Caucasus in the XX century. Available at: http://apsnyteka.org/1379-volova_l_stati.html (аccessed: 05.29.2016).

4. Gavrov, S.N. Cultural policy: public-state interaction, manufacturability, diversity. Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. Series "Humanities". 2013, No. 1-2, pp. 140–155.

5. Unity. Nalchik, 1991. March 16, р. 4.

6. Meeting of the Presidential Council for Culture and Art. Available at: http://www. kremlin.ru/events/president/news/51016 (аccessed: 07.19.2016).

7. The costs of the principle: the revenge of the economy over culture ... Available at: http:// www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material... (аccessed: 05.29.2014).

8. Cultural agenda of Russia — Rossiyskaya Gazeta. Available at: http://www. rg.ru/2014/01/15/tochki.html (аccessed: 05.29.2014).

9. Melikov, V.A. Islamic educational institutions of post-Soviet Dagestan. Available at: http:// www.idmedina.ru/books/materials/turkology/1/histori_melikov.htm? (аccessed: 27.10.2011).

10. Mikhail Piotrovsky: "We will fall out of context when they cut off culture, not products". Available at: http://www.forbes.ru/forbeslife/dosug/269261-mikhail-piotrovskii-myvypadem-iz-konteksta-kogda-nam-otrezhut-kulturu-ne-pr (аccessed: 02.26.2016).

11. About culture Aug. 13 2001. Available at: http://dagestan.kavkaz-uzel.ru/ articles/10651/?print=true (аccessed: 05.14.2014).

12. From the concept of culture — to the program of its development. Available at: president.e-dag.ru›News›News in the spotlight›…-k-programme-ee… (аccessed: 04.16.2014).

13. Khakimov, E.R. Substantiation of multicultural education through inter-paradigm reflection. Art and education. 2009, No. 7, рр. 100–105.

14. Shaidaeva, G.M. Ethnoconfessional aspects of the cultural identification of Dagestanis in the Russian dimension of citizenship. Issues of harmonization of intercultural, interethnic and interfaith relations: Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference Rostov-on-Don, December 4, 2013. chapters. ed. S.V. Sirazhudinova. M.: Pero Publishing House, 2016, рр. 134–141.

15. Shikhsaidov, A.R. The spread of Islam in Dagestan. Islam and Islamic culture in Dagestan. M.: Publishing company "Eastern Literature" RAS, 2001.

Сразу должен признаться, что название доклада заимствовано у директора Государственного Эрмитажа Михаила Борисовича Пиотровского, который дословно сказал следующее: «Мы выпадем из контекста, когда нам отрежут культуру, а не продукты». Культура — это «последний мост, который нельзя взрывать» [10]. В наше неспокойное время это должны понимать главы правительств всех стран мира и проводить соответствующую внутреннюю и внешнюю политику.

Обсуждение темы культуры требует несколько предварительных замечаний. Прежде всего надо отметить тот факт, что применительно к проблематике развития туризма вопросы развития сотрудничества в области культуры может представлять интерес с точки зрения краткого историографического опуса, поскольку вплоть до недавнего времени одной из главных и традиционных для России проблем было понимание культуры как сферы неполитической. В период перестройки не было ясной позиции относительно развития культуры. Государственные чиновники полагали, что возникающие проблемы может решить формирующийся рынок. Это выводило культуру из области приоритетных направлений социального развития. Результатом коммерциализации культурной деятельности и других процессов явилось снижение общего культурного уровня населения и культуры туристской сферы деятельности. В сознании региональных элит и лиц, принимавших политические решения на федеральном уровне, культура рассматривалась как некий дополнительный, вторичный фактор развития, а значит, решение проблем можно отложить до лучших времен и финансировать культуру по остаточному принципу. В результате старая культура (советская) рушилась, а новая не сформировалась. Справедливости ради следует признать, что в Государственной Думе каждый новый созыв стремился предложить свой вариант законопроекта о культуре, сознавая необходимость пересмотра государственной культурной политики. Думская пробуксовка привела к тому, что более пятидесяти субъектов Федерации уже успели принять свои законы о культуре. «Получалось, что разные регионы страны жили в разных культурных измерениях и, кроме того, по-разному понимали сущность культуры и культурной идентичности граждан» [4, с. 150; 8]. Думается, не нужно объяснять, к каким реальным последствиям приводил такой подход.

Для Цитирования:
С. И. Муртузалиев, Культура — мост, который нельзя взрывать . Гостиничное дело. 2023;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: