По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

КТС в Республике Беларусь: повышение эффективности ее работы

Н.С. Пилипенко канд. юрид. наук, доцент кафедры теории и истории права Гродненского филиала ЧУО «БИП — Институт правоведения», г. Гродно (Республика Беларусь)

В статье рассмотрены вопросы, касающиеся деятельности в Республике Беларусь комиссии по трудовым спорам, являющейся, как правило, обязательным первичным органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, возникающих между работником и нанимателем, кроме тех, для которых установлен порядок рассмотрения непосредственно судом. Внесены конкретные предложения по совершенствованию законодательства Республики Беларусь, направленные на повышение эффективности работы КТС и приведение ее в соответствие с современными реалиями.

Литература:

1. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 27 июля 1999 г. — № 80, 2/70.

2. Филанович И.Н. Защита прав работников: комиссия по трудовым спорам // Кадровик. Управление персоналом. — 2009. — № 8. — С. 86–90.

3. Тарасевич Н.И. Проблемы правового регулирования порядка рассмотрения индивидуальных трудовых споров в комиссии по трудовым спорам // Право.by. — 2008. — № 1. — С. 3.

4. Агиевец С.В. Разрешение индивидуальных трудовых споров // Трудовое процессуально-процедурное право: курс лекций / Под общ. ред. И.В. Гущина. — Минск, 2008. — С. 416.

5. Клюев Л.А. Трудовые споры. — М.: Профиздат, 1978. — С. 114.

Согласно ст. 236 Трудового кодекса Республики Беларусь от 26.07.1999 № 296-З [1] (далее — ТК РБ), комиссия по трудовым спорам (далее — КТС) является обязательным первичным органом по рассмотрению всех трудовых споров, возникающих между работником и нанимателем, кроме тех, для которых установлен порядок рассмотрения непосредственно судом.

По своей правовой природе КТС — это паритетный орган нанимателя (администрации) и профсоюза (представителя работников), образованный из их постоянных представителей, равных как по количеству, так и по их роли при вынесении решения. Создание КТС не зависит от того, является организация коммерческой или некоммерческой. Вместе с тем для ее создания требуется такое условие, как наличие профсоюзных органов. В законодательстве Республики Беларусь предусмотрено, что КТС образуется из равного числа представителей профсоюза и нанимателя (ст. 235 ТК РБ).

Следовательно, КТС может создаваться в организациях при наличии в них профсоюза независимо от их наименования, организационно-правовой формы, формы собственности. Если в организации действуют два профсоюза или более, то возможно создание нескольких КТС (каждый профсоюз и наниматель выделяют равное количество своих представителей) либо одной общей КТС (в ее состав по соглашению между профсоюзами входят представители всех профсоюзов) [2].

Необходимо обратить внимание на то, что в ст. 235 ТК РБ регламентировано образование КТС из равного числа представителей профсоюза и нанимателя, но не указано, по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) нанимателя образуется комиссия. При этом данной статьей также не регламентируется, в какие именно сроки создается данный орган.

В связи с этим представляется целесообразным указать, что представительный орган работников (профсоюз) направляет нанимателю письменное предложение о создании КТС, а наниматель обязан в трехдневный срок направить в данную комиссию своих представителей.

Минимальное и максимальное количество членов КТС в законодательстве Республики Беларусь не определено, соответственно, оно определяется по соглашению между нанимателем и профсоюзом в зависимости от численности трудового коллектива, количества трудовых споров и т.п. [3].

Для Цитирования:
Н.С. Пилипенко, КТС в Республике Беларусь: повышение эффективности ее работы. Кадровик. 2021;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: