Эффективность единой государственной политики в области противодействия коррупции зависит от ее реализации на всех уровнях и во всех сферах. При этом обращает на себя внимание проблема разработки и внедрения антикоррупционного комплаенса в организациях независимо от их организационноправовой формы. В Методических рекомендациях Минтруда России по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции антикоррупционный комплаенс определяется как «обеспечение соответствия деятельности организации требованиям… а также создание в организации механизмов анализа, выявления и оценки рисков коррупционно опасных сфер деятельности и обеспечение комплексной защиты организации» (Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции: сайт / Министерство труда и социального развития РФ). Проблема исследования заключается в неоднозначности и противоречивости позиций судебных органов относительно легитимности выбора организациями отдельных мер по предупреждению коррупции, что приводит к формализации и дискредитации этого механизма.
Вопросам неопределенности закона в необходимом и достаточном наборе профилактических антикоррупционных мер в организациях посвящены немногочисленные труды, среди которых особо отметим работы Т.Я. Хабриевой [1], Т.А. Тухватуллина, А.Е. Русецкого [2], А.М. Цирина [3], Ю. В. Трунцевского [4], И. В. Котелевской, К. Э. Моржаковой [5]. Практическая значимость и новизна настоящего исследования состоят в том, что оно может стать основой для внесения соответствующих корректирующих действий кадровых служб или подразделений, отвечающих за реализацию антикоррупционного законодательства, а также разработке предложений по изменению действующих правовых норм относительно соблюдения организациями антикоррупционных мер.
Ряд юристов, в частности Т.А. Тухватуллин и А. Е. Русецкий [2], И.В.Котелевская и К. Э. Моржакова [5], в своих исследованиях указывают на несогласованность и даже противоречие в ч. 1 и 2 ст. 13.3 Закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 (далее — ФЗ № 273). Действительно, обозначенная нами выше проблема возникает из-за отсутствия четких законодательных критериев или перечисления конкретных мер, которые следует признавать достаточными при проведении юридической оценки обстоятельств дела, в частности при применении ст. 19.28 КоАП РФ. В законе «О противодействии коррупции» указано, что организации должны принимать меры по предупреждению коррупции, в нем перечисленные. Однако на практике это трактуется судами и Генпрокуратурой по-разному.