Современная действительность показывает, что культура является важной составляющей кадрового менеджмента любого предприятия. Однако проблема корпоративной культуры именно образовательной организации в России стоит весьма остро, поскольку в образовании данному вопросу уделяется недостаточно внимания.
Довольно часто руководители российских детских садов и школ не считают корпоративную культуру тем показателем, который влияет на качество функционирования образовательной организации, считая, что главное – это высокий уровень образования, достигнутый любыми путями.
Результатом такой ошибочной позиции становится то, что коллектив организации распадается и, как следствие, отсутствие команды единомышленников негативно влияет на весь образовательный процесс.
Немаловажным фактором является и то, что уровень корпоративной культуры организации оказывает прямое воздействие на ее имидж. При этом целесообразно отметить, что у каждой организации своя корпоративная культура и свой подход к ее формированию.
Корпоративная культура образовательной организации – это та атмосфера, в которой сотрудники (причем не только педагоги, но и сотрудники организации, родители воспитанников и учащихся) находятся в образовательной организации, которая их окружает; это все, с кем или с чем они сталкиваются в период их пребывания на территории организации [4, с. 23].
Интересен подход к данному понятию у Э. Джакуса, который обращает внимание на то, что «Культура предприятия – это вошедший в привычку, ставший традицией образ мышления и способ действия, который в большей или меньшей степени разделяют все работники предприятия и который должен быть усвоен и хотя бы частично принят новичками, чтобы новые члены коллектива стали «своими» [3].
Термин «корпоративная культура» впервые стал использоваться в XIX в. Это связано с тем, что именно в этот исторический период взаимоотношения регулировались не только уставами, судами чести, но и дуэлями: сабельный шрам являлся обязательным атрибутом принадлежности к офицерской «корпорации».