По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Корпоративная культура как механизм снижения трансакционных издержек фирмы

Мецгер Александр Альбертович канд. техн. наук, доцент, генеральный директор, ЗАО «Управляющая компания», 620041, г. Екатеринбург, пер. Трамвайный, 15, e-mail: metzger@azkapital.utk.ru

Рассматриваются вопросы влияния корпоративной культуры на формирование конкретных преимуществ предприятия на основе теории трансакционных издержек. Высказано предположение, что конкретная модель корпоративной культуры обеспечивает снижение трансакционных издержек при определенных сочетаниях характеристик внутренней и внешней среды компании. В качестве данных характеристик рассматриваются уровни неопределенности, специфичности и длительности трансакций. Гипотеза апробирована на основе классификации корпоративной культуры Камерона – Куинна.

Литература:

1. Ермолов Ю.А. Предметно-содержательные взаимосвязи дефиниций «организационная культура» и «корпоративная культура» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. – Вып. № 9 (113). – С. 78–85.

2. Виноградова Н.П. Экономика делового успеха: учебное пособие / Н.П. Виноградова, А.А. Попова, А.Н. Попов. – М.: Издательский дом «Академия Естествознания», 2017. – 252 с.

3. Калюжнов Н.В. Корпоративная культура как фактор конкурентоспособности фирмы: связь экономического, управленческого и психологического аспектов: кол. монография // Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты. – М.: ТЕИС, 2003. – С. 348–357.

4. Калюжнов Н.В. Корпоративная культура как фактор повышения конкурентоспособности организации: автореф. дис. … канд. социол. наук: 22.00.04; [Место защиты: Иркутский государственный университет]. – Иркутск, 2007. – 22 с.

5. Колодняя Г.В. Роль трансакционных издержек в деятельности современной фирмы // Экономические науки. – 2008. – № 40. – С. 57–60.

6. Сторчевой М. Экономическая теория фирмы: систематизация // Вопросы экономики. – 2012. – № 9. – С. 41–66.

7. Фуруботн Э.Г., Рихтер Р. Институты и экономическая теория. Достижения новой институциональной экономической теории. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2005.

8. Неоинституциональная экономическая теория: учеб. пособие; под ред. В.В. Разумова. – М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2005. – 338 с.

9. Безруков Д.Н. Обща я оценка состояния и развития организационной культуры в современной России // Вестник Поволжского института управления. – 2011. – № 4. – С. 162–166.

10. Мецгер А.А. Модели управления с точки зрения внутренних трансакционных издержек // Вестник Гуманитарного университета. – 2013. – № 1 (1). – С. 64–69;

11. Мецгер А.А. Нобелевская премия по экономике за 2013 год и вопросы корпоративного управления в инвестиционных фондах // Вестник Гуманитарного университета. – 2013. – № 3 (3). – С. 10–16.

12. Ввайнхардт Й.Р., Андрюкайтене Р.М. Влияние типов организационной культуры на развитие корпоративной социальной ответственности // Проблемы экономики и менеджмента. – 2013. – № 12 (28). – С. 62–75.

13. Горина Т.С. Применение типологий для изучения корпоративной культуры // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. – 2013. – № 2. – С. 43–48.

14. Мецгер А.А. Корпоративная культура в моделях корпоративного управления // Управленец. – 2013. – № 2 (42). – С. 47–55.

15. Татулов Б.Э. Анализ моделей и типов корпоративной культуры // Корпоративный менеджмент. – URL: http://www.cfin.ru. – Режим доступа: http://www.cfin.ru/bandurin/article/sbrn05/20.shtml.

16. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры: пер. с англ.; под ред. И.В. Андреевой. – СПб.: Питер, 2001.

Несмотря на определенное снижение ажиотажного интереса к проблемам корпоративной культуры на предприятии, эта тематика по-прежнему остается в центре внимания как теоретиков менеджмента, так и исследователей-практиков. Взвешенное отношение к данному феномену позволяет, с одной стороны, отказаться от иллюзий, что «сильная» корпоративная культура способна компенсировать управленческие ошибки и непрофессионализм, но с другой стороны, – рассчитывать на получение реального конкурентного преимущества компании в рыночных условиях. В чем реально может проявляться это преимущество, в каком направлении стоит формировать корпоративную культуру в реальных условиях функционирования конкретного предприятия, – этим и некоторым смежным вопросам и посвящена настоящая статья.

В настоящее время существует огромное число определений термина «корпоративная культура», каждое из которых отражает определенный угол зрения на данную категорию [1]. Приведем лишь одно из них, принадлежащее Э. Шейну: «корпоративная культура – совокупность коллективных базовых правил, изобретенных, открытых или выработанных определенной группой людей, …связанные с адаптацией к внешней среде и внутренней интеграцией». Ценность данного определения, как, впрочем, и целого ряда других в том, что оно задает систему координат, в рамках которой развивается и приобретает практическую значимость феномен корпоративной культуры:

1) внешняя;

2) внутренняя среда компании.

Второй важный аспект, который нельзя не отметить, это наложение двух, отчасти взаимоисключающих характеристик корпоративной культуры, – адаптивности предприятия к внешней среде и внутренней интеграции ее работников1.

И, наконец, третье положение, на которое стоит обратить внимание – корпоративная культура не является универсальным набором артефактов, норм и ценностей, к которому должна стремиться каждая компания. Характер внешней среды, состав участников – все это в системном единстве определяет во многом уникальный тип корпоративной культуры для каждого успешного предприятия. Другое дело, что анализ и систематизация успешных практик формирования корпоративной культуры на огромном объеме эмпирического материала привели к выявлению устойчивых (а, значит, успешных!) моделей корпоративной культуры, часть из которых будет рассмотрена ниже.

Для Цитирования:
Мецгер Александр Альбертович, Корпоративная культура как механизм снижения трансакционных издержек фирмы. Кадровик. 2017;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: