Развитие правовых феноменов (явлений), реализация норм трудового права, включая правоприменение, юридическая деятельность в трудовой сфере и другие проявления правовой «активности» указанной области были бы намного более простыми и однозначными, качественными и эффективными, действенными и результативными, социально ценными и полезными, обладали иными разнообразными позитивными характеристиками, если бы человеку (его коллективам), институтам гражданского общества (включая государство или профсоюз) доступно было бы изначально предвидеть то, что произойдет в будущем.
К сожалению, и с этим согласно большинство философских учений, правовое поведение, как и любая иная социальная активность, полностью непредсказуемо по своим последствиям, а правовые результаты нашего поведения в сфере труда не могут быть однозначно определены заранее. Эти результаты и последствия могут быть вероятны (в той или иной степени) либо невероятны вовсе, почти полностью предсказуемы или слабо прогнозируемы, но достоверного знания о будущем, причем в его конкретных формах и проявлениях, нет и не может быть даже у ясновидящих, если кто-то верит в их существование.
Причиной такого рода непредсказуемости в полной мере является фактор неопределенности, который может очень существенно повлиять, а зачастую и влияет в итоге, на конечные результаты реализации правовых проектов в трудовой сфере.
Диагностика рисков в правовой сфере означает использование различных средств отраслей гражданского, административного, финансового, экологического, а не только трудового законодательства.
Человеческая деятельность в сфере труда объективно нуждается в некоем предвидении, прогнозировании. Вот почему, например, Ю.А. Тихомиров совершенно справедливо подходит к исследованию проблематики правовых рисков через призму юридического прогнозирования. Он рассматривает юридическое прогнозирование как научное предвидение тенденций развития правовой сферы общества и возможных вариантов правовых решений и действий. Поэтому цель юридического прогнозирования — обеспечение научного предвидения динамики правовых состояний, т. е. меняющихся целей и уровней правового регулирования. По его мнению, главное здесь — обеспечить оптимальное правовое воздействие на процессы, происходящие в обществе и государстве, избежать возможных отклонений и добиться высоких конечных результатов.