По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 34-340

Координация контроля и надзора за исполнением трудового законодательства

Максуров Алексей Анатольевич канд. юрид. наук, доцент, преподаватель кафедры теории и истории государства и права, ФБГОУ «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова», преподаватель Школы права Парижского университета Сорбонна, e-mail: maxurov78@ yandex.ru

В статье рассматриваются категории «контроля» и «надзора», проблемы организации межведомственного взаимодействия в сфере защиты трудовых прав граждан. Особое внимание уделено координации как новому способу повышения общей эффективности государственно-правового воздействия в указанной сфере.

Литература:

1. Яковлева А.В. О системном подходе к повышению эффективности государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства // Трудовое право. – 2006. – № 9. – С. 28.

2. Поленина С.В., Сильченко Н.В. Научные основы типологии нормативных актов в СССР. – М., 1987. – С. 12.

3. С о бра н ие з а к онод ат е л ь с т в а Российской Федерации. – 1999. – № 31. Ст. 1232.

4. Советское государственное строительство и пра во: у чебник. – М., 1984. – С. 334–335.

5. Гайдов В.Б. Правоохранительная система России и ее место в государственном механизме // Полицейское право. – 2005. – № 3. – С. 37.

6. Советское государственное строительство и право. – С. 334.

7. Туйков В.И. Прокурорский надзор. Введение в специальность: учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1998. – С. 89.

8. Комментарий к Федеральному закон у «О прокуратуре Российской Федерации». С приложением ведомственных нормативных актов / под ред. Ю.И. Скуратова. – М., 1996. См. также: Программа исполняется. Преступность не снижается. Интервью с руководителем сектора обеспечения де я т е л ьнос т и Ме ж ведомс т вен ной комиссии Совета Безопасности РФ по борьбе с преступностью и коррупцией А.П. Коротковым // Российская юстиция. – 1995. – № 7. – С. 8–10.

9. Дашков Г. Полномочия прокурора: какой опыт заимствовать? // Законность. – 1995. – № 6. – С. 4.

10. Правовой акт приводится по: Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерац и и». С п ри ложен ием ведомс твенны х нормативны х актов / под ред. Ю.И. Скуратова. – М., 1996. – С. 34.

11. Задача – координировать деятельность // Законность. – 1997. – № 8. – С. 58. Викторов И. Внешнеэкономическая деятельность: проблемы прокурорского надзора // Законность. – 1995. – № 11. – С. 11; Синелищиков Ю. От кого зависим прокурор? // Законность. – 1995. – № 9. – С. 16–19.

12. Правовой акт приводится по: Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации». – С. 464–467.

13. Галкин И., Корнеева Л. Расследование преступлений группой следователей. – М., 1965; Взаимодействие следователей прокуратуры и милиции / под ред. И.И. Карпеца и А.Н. Шейкина. – М., 1965. Из более поздних работ и публикаций следует отметить: Нафиев С. Против организованной преступности – совместные действия // Законность. – 1994. – № 7. – С. 7; Коновалов В. Групповой метод расследования // Законность. – 1995. – № 7. – С. 37–41. Такого рода формы координационного взаимодействия успешно применялись и дореволюционными органами уголовного преследования. См., например: Бажанов С. Возникновение и развитие группового метода расследования // Законность. – 1995. – № 7. – С. 37–41. При этом группа рассматривалась как единый орган, что не отменяло самостоятельности участников группы в реализации ими своих полномочий; Бажанов С. Возникновение и развитие группового метода расследования // Законность. – 1995. – № 9. – С. 41–45; Герасун А.А. Бригадный метод расследования в советском уголовном процессе (диссертация канд. юрид. наук). – М., 1968; Онищук З.М. Органы предварительного расследования в первый период истории советского уголовного процесса (1917–1922 гг.). – Харьков, ХЮИ, 1961. – Вып. 15. – С. 244 и сл.; Селезнев М. Бригадный метод расследования // Законность. – 1997. – № 9. – С. 14–19. Волков В. Роль следственно-оперативных групп в раскрытии умышленных убийств // Законность. – 2006. – № 4. – С. 34–36.

14. Маркелов Т.Л. Формы координации действий прокуратуры с другими государственными органами в борьбе с правонарушениями // Вопросы совершенствования организации работы в прокуратуре. – Иркутск. 1976. – С. 80; Халилулин А.Г. Проблемы обеспечения прокурором взаимодействия правоохранительных органов при производстве по уголовным делам о преступлениях в сфере экономики // Актуальные проблемы прокурорского надзора. – Вып. № 5. Прокурорский надзор за исполнением уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Организация деятельности прокуратуры: сборник статей. ИПК РК ГК. – М., 2001. – С. 105.

15. Алегин А.П. Координация противодействия правонарушениям и преступлениям в сфере потребительского рынка // Российский следователь. – 2007. – № 5. – С. 28–29; Лаушкин А.С. Основные проблемы совершенствования координации деятельности субъектов предупреждения преступлений неработающих и неучащихся несовершеннолетних // Российский судья. – 2007. – № 1. – С. 39; Исаенко В.Н. Вопросы координации деятельности следователей и органов дознания при расследовании серийных убийств // Российский следователь. – 2005. – № 6. – С. 61. Отметим, справедливости ради, что вопросы эти возникали и раньше; Звирбуль В.К. Координация работы органов прокуратуры, суда и охраны общественного порядка по борьбе с преступностью // Вопросы предупреждения преступности. Вып. 4. – М.: Юрид. лит., 1966. – С. 68; Балашов А.Н. Взаимодействие следователей и органов дознания при расследовании преступлений. – М.: Юрид. лит., 1979. – С. 9–10.; Исаенко В.Н. Криминалистические аспекты выявления серийных убийств // Ин-т повышения квалификации руководящих кадров Ген. прокуратуры РФ. – М., 2002. – С. 177.

16. Кобзарев Ф. Координационная деятельность по борьбе с преступностью // Законность. – 2005. – № 4. – С. 43.

17. Говорков Н. Координация: форма и суть // Законность. – 2005. – № 7. – С. 31–32.

18. Мыцыков А.Я. Координационная деятельность прокуратуры: какой она должна быть? // Законность. – 2005. – № 5. – С. 20. Аналогичную точку зрения А.Я. Мыцыков высказывал и ранее; Мыцыков А.Я. Координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (оценки, возможности, перспективы) // Прокурорская и следственная практика. – 1999. – № 1–2. – С. 145–156.

19. Мыцыков А.Я. Координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (оценки, возможности, перспективы). – С. 152.

20. Смоленские прокуроры. Страницы истории. Проблемы. Судьбы. – Смоленск, 2001. – С. 210.

21. Амирбеков К.И. Статус прокурора в координационной деятельности // Законность. – 2005. – № 10. – С. 17.

Трудовые права многочисленны, гарантированы законом, а частично, например, такие как право на оплачиваемый труд, защищены и на конституционном уровне. Предусмотрены и многочисленные органы контроля и надзора за соблюдением трудовых прав граждан.

Однако на практике трудовые права по-прежнему нарушаются. Частично это может быть объяснено объективными факторами, социальной нестабильностью в конкретном регионе, сложной макроэкономической ситуацией или проблемами конкретного предприятия-работодателя.

Вместе с тем одной из причин неэффективной реализации прав граждан в трудовой сфере является и низкая результативность органов контроля и надзора за соблюдением трудовых прав граждан.

В свою очередь такого рода низкая результативность в качестве одной из причин имеет межведомственную разобщенность и отсутствие согласованности действий в указанной сфере.

Давно уже очевидно, что профсоюзные и иные общественные органы не смогут подменить собой органы государственной власти и обеспечить действенную координацию.

Сегодня передача государством координационных полномочий отдельным некоммерческим организациям сведена к минимуму.

Вообще, анализ действующего законодательства свидетельствует о том, что случаи передачи государством координационных полномочий негосударственным организациям в настоящее время крайне редки. Ранее, в эпоху тотального государства, последнее широко практиковало возложение на общественные орга низа ции определенных координационных полномочий, например, на профсоюзные органы в части условий труда, различные иные общественные социально значимые организации (общество инвалидов, например, вполне может осуществлять общественный контроль за реализацией трудовых прав граждан своих членов – инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях).

Сегодня передача государством координа ционны х полномочий отдельным некоммерческим организациям сведена к минимуму, и не зря, так как место общественных организаций, тех же профсоюзных органов, в современном рыночном мире существенно изменилось.

Для Цитирования:
Максуров Алексей Анатольевич, Координация контроля и надзора за исполнением трудового законодательства. Кадровик. 2018;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: