Еще в конце ХIХ в. ученые выдвигали гипотезу о том, что функции управления напрямую влияют на продуктивность кадрового менеджмента и, как следствие, определяют пути развития организации. В ХXI в. данная гипотеза стала аксиомой, и сегодня руководитель любой организации понимает всю значимость данной проблемы.
Под функцией управления (менеджмента) понимается вид деятельности административно-управленческого персонала, основанный на разделении и кооперации управленческого труда, характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействия на объект и субъект управления.
Классификация функций управления представлена на рис. 1.
Необходимо подчеркнуть, что данные функции выступают основным условием управления социально-экономическими процессами в любой сфере деятельности и поэтому наиболее полно отражают управление, именно как процесс. Таким образом, можно сделать вывод о том, что данные функции могут быть использованы и в образовательных организациях. Несомненно, что все они крайне важны и невыполнение даже одной из них нарушит всю систему управления и приведет к негативному результату.
Однако в данной статье нами будут рассмотрены две, по нашему мнению, наиболее значимые функции кадрового менеджмента (управления), а именно: функции мотивации и контроля.
Функция мотивации – это установление определенных взаимоотношений между членами коллектива конкретной организации, побуждающих их выполнять необходимую работу.
В своих исследованиях Г.Б. Казначеевская [1, с. 105] отмечает, что мотивация – это процесс побуждения себя и окружающих людей к достижению личных целей и целей организации. В данном контексте под мотивацией к труду понимаются, как причины, доводы и основания в пользу трудовой деятельности.
Таким образом, можно констатировать, что в случае использования мотивации, вызывающей интерес у сотрудников организации (пусть даже нематериальной), сотрудник будет качественно выполнять даже ту работу, которая, возможно, не очень ему нравится. Профессионализм руководителя заключается в том, чтобы он сумел подобрать тот вид мотивации, который будет наиболее интересен для работника его организации. Итогом такой деятельности будет повышение качества работы организации, а, значит, и повышение уровня конкурентоспособности. Применимо это и для руководителей, и для сотрудников образовательной организации.