Современный рынок труда столкнулся с тем, что многие специальности потеряли свою былую престижность. Особенно остро это проявляется в отношении преподавателей вузов. Профессия преподавателя в вузе не относится к массовым. В 2019/20 учебном году профессорско-преподавательский состав (ППС) организаций, осуществлявших образовательную деятельность по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, составил 229,3 тыс. чел. (это почти на 16 тыс. меньше, чем в 2017/18 учебном году). Средний возраст профессорско-преподавательского состава российских вузов составляет 45 лет, средний научно-педагогический стаж — 19 лет. Знания, высокая квалификация, публикационная активность не находят достойного отражения в зарплате. Многие выпускники педагогических вузов, аспирантуры и докторантуры, не желая работать по полученной специальности, ищут приложение своих сил в других сферах деятельности, где возможен карьерный и материальный рост. Еще в 2012 г. российские исследователи системы высшего образования отмечали, что заработная плата молодых преподавателей существенно ниже, чем средняя заработная плата по экономике, и для получения дополнительного дохода им приходится либо преподаватель в нескольких вузах, либо давать частные уроки, либо браться за дополнительную работу вне сферы высшего образования. Для российского рынка труда ППС характерен поздний пик заработков. Максимальная величина заработной платы характерна для групп ППС старше 65 лет, причем сотрудники старше пенсионного возраста зарабатывают больше, чем в возрасте 60–64 года. А вот средняя заработная плата ППС в возрасте от 25 до 49 лет значительно не различается.
От укрупнения ставок страдают те направления обучения, где особенно необходимы узкие специалисты.
Таким образом, тот сегмент рынка труда, на котором формируется спрос и предложение профессорскопреподавательского контингента, за последние годы в процессе реформирования российского образования претерпел существенные изменения, и эти тенденции весьма негативны. Все происходящее не могло оставить равнодушным каждого россиянина, появлялись устойчивые мнения и суждения о тех процессах и явлениях, которые наблюдались в рыночной среде. Вопросы, затрагиваемые в данной статье, волнуют не только непосредственных участников рыночного процесса (преподавателей, администрацию вузов, образовательные учреждения и ведомства), но и самих потребителей так называемых образовательных услуг, качество которых напрямую зависит от вузовских преподавателей, их подготовленности и возможностей использовать материально-техническую базу вуза. Попробуем остановиться на основных устоявшихся позициях (назовем их мифами) в отношении конкуренции преподавателей на рынке труда, а в зависимости от истинности или ложности этих суждений, опровергнем или подкрепим реальными фактами данные явления.