По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.2

Конфликты в организации: теоретические основы и их сущность

Аксенов Илья Антонович канд. экон. наук, доцент кафедры государственного права и управления таможенной деятельностью, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», 600000, г. Владимир, ул. Студенческая, д. 8

В рамках статьи проводится анализ сущности понятия «конфликт». Выявляются различные трактовки и особенности появления конфликтных ситуаций в организациях. В статье отмечается, что хотя и существует множество подходов к термину конфликта, но общим моментом среди всех определений является столкновение противоположных интересов. Автор в исследовании подчеркивает, что конфликт выполняет как деструктивные, так и конструктивные функции. С одной стороны, он может приводить к дезорганизации коллектива, эмоциональным и материальным затратам, ухудшению социально-психологического климата. С другой стороны, конфликт способствует выявлению и устранению недостатков, стимулирует изменения и развитие организации. Важно отметить, что конфликт — это динамический процесс, который проходит несколько стадий: возникновение объективной конфликтной ситуации, осознание ситуации как конфликтной, конфликтное поведение и разрешение конфликта.

Литература:

1. Агафонова М. С. Концептуальная модель управления конфликтами в организации // Концепт. — 2018. — № 8. — С. 165.

2. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. — 1994. — № 5. — С. 142.

3. Анцупов А. Я. Конфликтология: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А.И. Шипилов. — М., 2009. — С. 21.

4. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб., 2008. — С. 15.

5. Леонов Н. И. Конфликтология: учебное пособие. — М., 2010. — С. 32.

6. Burton J. W. Conflict: Resolution and Prevention. — New York, 1990. — Р. 29.

7. Козер Л. Функции социального конфликта // Американская социологическая мысль. — М., 1996. — С. 542.

8. Boulding K. E. Conflict and Defense: A General Theory. — New York, 1962. — Р. 49.

9. Бочарова Е. Е. Конфликтология: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «педагогика и психология». — Саратов, 2011. — С. 94.

10. Управление конфликтами и стрессами [Электронный ресурс]. — URL: https://be5.biz/ekonomika/m027/11.html (дата обращения: 03.03.2024).

В XX веке исследования в области управления и психологии привели к созданию различных моделей и методов разрешения конфликтов в организации. Теории лидерства, коммуникации и социальной психологии помогли понять причины возникновения конфликтов, их последствия и способы управления ими [1].

Роль конфликтов всегда была велика, в связи с этим во второй половине XX века появилась отдельная наука — конфликтология, призванная изучать конфликты и поведение людей в их ходе.

Сегодня изучение конфликтов в организации является важной частью управления персоналом и развития бизнеса. Компании обращают внимание на профилактику конфликтов, обучение сотрудников навыкам урегулирования разногласий и развитие совместных решений на основе конструктивного диалога. Важно помнить, что конфликты неизбежны в любой организации, и главное — научиться эффективно управлять ими ради общего блага и развития.

Конфликт выполняет не только деструктивные, но и конструктивные функции.

Слово «конфликт», или «столкновение», произошло от латинского conflictus [2], и практически во всех определениях фигурирует это слово.

Понятие и сущность конфликтов в организации раскрывается в трудах многих отечественных и зарубежных ученых. Каждый автор предлагает свой взгляд на природу и характеристики конфликтов, обогащая теоретическую базу конфликтологии.

А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов рассматривают конфликт как наиболее деструктивный способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, а также борьбу подструктур личности. Авторы подчеркивают, что конфликт всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов той или иной группы [3].

Н. В. Гришина определяет конфликт как биполярное явление — противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем каждая из сторон конфликта представлена активным субъектом. Она отмечает, что необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними [4].

Для Цитирования:
Аксенов Илья Антонович, Конфликты в организации: теоретические основы и их сущность. Кадровик. 2025;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: