Подготовка спортивных кадров – многогранный и сложный процесс, результат которого определяется не только индивидуальными физическими и личностными качествами спортсмена, но в первую очередь грамотно выстроенной работой тренера. Профессионализм в работе, как с начинающими, так и опытными спортсменами, мастерство педагога, способность регулировать межличностные отношения, организовывать слаженную командную работу, умение достигать взаимопонимания в сложных ситуациях – являются важнейшими составляющими тренерской работы. Современный тренер должен не только проводить грамотный отбор перспективных кадров. Необходимо видение потенциальных возможностей отдельной личности или формирующейся команды, учет специфических особенностей обучаемых при планировании и подготовке тренировочного процесса, постановка долговременных стратегических целей и четкое определение краткосрочных тактических задач, решение которых позволяет в полной мере реализовать поставленные цели.
Роль тренера в достижениях отдельного спортсмена или команды, особенно на начальном этапе подготовки, не ограничивается развитием физических способностей учеников. Проводя в непосредственном контакте практически целый день два-три раза в неделю, а в условиях сборов и подготовки к серьезным соревнованиям круглосуточно, тренер и спортсмены образуют специфическую ин-группу, все члены которой связаны как формальными, так и личностными, эмоциональными отношениями. Благоприятный психологический климат спортивной команды имеет большое значение для формирования и поддержания авторитета наставника и позволяет ему оптимально организовывать тренировочный процесс, учитывая индивидуальные характеристики и психологическое состояние каждого спортсмена в условиях тренировок и соревнований.
Вместе с тем такая напряженная совместная работа, построенная на эмоциональном взаимодействии всех субъектов тренировочного процесса, объективно провоцирует конфликтные ситуации, полностью устранить которые невозможно, но вполне можно смягчить и не доводить до открытых конфликтов.