По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Конфликтогенные факторы в тренерской работе: социологический анализ

Тихонова Елена Викторовна д-р социол. наук, профессор кафедры социологии и психологии управления, Государственный университет управления, г. Москва, Рязанский проспект, 99, e-mail: evt_tikhonova@guu.ru
Бунов Егор Георгиевич канд. социол. наук, заместитель директора Центра физкультуры и спорта (ЦФКиС) по СВАО г. Москва Москомспорта

В статье представлены результаты социологического исследования конфликтогенных факторов, провоцирующих возникновение и обострение противоречий в тренерской работе со спортивными кадрами. По результатам исследования выявлены типичные субъективные и объективные факторы, негативно влияющие на процесс обучения спортивных кадров, а также рассмотрены альтернативные варианты предупреждения конфликтов и выхода из конфликтных ситуаций.

Литература:

1. Ильин Е.П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2016.

2. Решетень И.Н. Проблемы спортивной педагогики: особенности и воспитательные возможности спортивного коллектива: метод. разработка для студентов ин-тов физ. культуры / И.Н. Решетень, М.И. Фролова. – М.: ГЦОЛИФК, 1980.

3. Спортивная наука в зарубежных странах: сборник информационно-аналитических материалов, выпуск 1(4) // Федеральное агентство по физической культуре и спорту, Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта. – М.: Советский спорт, 2007.

Подготовка спортивных кадров – многогранный и сложный процесс, результат которого определяется не только индивидуальными физическими и личностными качествами спортсмена, но в первую очередь грамотно выстроенной работой тренера. Профессионализм в работе, как с начинающими, так и опытными спортсменами, мастерство педагога, способность регулировать межличностные отношения, организовывать слаженную командную работу, умение достигать взаимопонимания в сложных ситуациях – являются важнейшими составляющими тренерской работы. Современный тренер должен не только проводить грамотный отбор перспективных кадров. Необходимо видение потенциальных возможностей отдельной личности или формирующейся команды, учет специфических особенностей обучаемых при планировании и подготовке тренировочного процесса, постановка долговременных стратегических целей и четкое определение краткосрочных тактических задач, решение которых позволяет в полной мере реализовать поставленные цели.

Роль тренера в достижениях отдельного спортсмена или команды, особенно на начальном этапе подготовки, не ограничивается развитием физических способностей учеников. Проводя в непосредственном контакте практически целый день два-три раза в неделю, а в условиях сборов и подготовки к серьезным соревнованиям круглосуточно, тренер и спортсмены образуют специфическую ин-группу, все члены которой связаны как формальными, так и личностными, эмоциональными отношениями. Благоприятный психологический климат спортивной команды имеет большое значение для формирования и поддержания авторитета наставника и позволяет ему оптимально организовывать тренировочный процесс, учитывая индивидуальные характеристики и психологическое состояние каждого спортсмена в условиях тренировок и соревнований.

Вместе с тем такая напряженная совместная работа, построенная на эмоциональном взаимодействии всех субъектов тренировочного процесса, объективно провоцирует конфликтные ситуации, полностью устранить которые невозможно, но вполне можно смягчить и не доводить до открытых конфликтов.

Для Цитирования:
Тихонова Елена Викторовна, Бунов Егор Георгиевич, Конфликтогенные факторы в тренерской работе: социологический анализ. Кадровик. 2017;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: