Есть несколько поводов, обусловливающих необходимость обращения к заявленной нами теме. Во-первых, в научной литературе по трудовому законодательству до сих пор не только не отграничены понятия «конфликт» и «спор», но и бытует мнение, согласно которому понятие «спор» является более широким, чем понятие «конфликт» [1, с. 330; 2, с. 4]. Указанное происходит при том, что понятие «конфликт» является родовым, а спор есть подвид конфликта.
Во-вторых, гражданам, занятым трудовой деятельностью и желающим на практике осуществить защиту своих трудовых прав, сообщается, что комиссия по трудовым спорам способна «практически решать все споры» [3, с. 7]. На самом деле указанный юрисдикционный орган на практике не способен преодолеть конфликт по поводу права (юридический) в силу ряда объективных обстоятельств. Главным объективным обстоятельством является то, что этот юрисдикционный орган создается в той или иной организации исключительно по воле работодателя и его деятельность зависит от того же работодателя. Следовательно, ни при каких условиях решение, выносимое комиссией по трудовым спорам именно по поводу нарушения, ущемления прав наемного работника, имеющее место по вине самого работодателя, не будет иметь каких-либо юридических последствий для самого работодателя. Именно по этой причине большинство индивидуальных трудовых споров передается самим работником на рассмотрение гражданского суда.
В-третьих, в ходе рассмотрения истории института «трудовые споры» при аргументированной и объективной доказанности того, что споры о праве, или исковые споры, по своей природе требуют именно судебных способов рассмотрения и преодоления конфликтного взаимодействия субъектов трудовых отношений [4, с. 994–1004] многие авторы продолжают полагать, что указанного вида (типа) споры могут быть завершены при использовании процедур посредничества и медиации [5, с. 44–53; 6, с. 84; 7, с. 71–86; 8, с. 35–39; 2, с. 146–163; 9, с. 87–88].
Нельзя не отметить, что понятие «исковой спор» непосредственно связано с правовым механизмом разрешения индивидуальных трудовых споров, которым предусмотрено обращение работника в суд посредством подачи соответствующего искового заявления. Но термин «исковой спор» нельзя применять по отношению к групповым конфликтам и коллективным трудовым спорам, т.к. указанный правовой механизм на них не распространяется.