Цифровизация в отдельных секторах экономики закономерно влечет за собой сокращение рабочих мест, вызывает необходимость принимать активные меры для облегчения перехода работников к более устойчивым возможностям трудоустройства, в том числе посредством «глобального, регионального и национального государственно-частного сотрудничества, беспрецедентного по масштабам и скорости» [1].
К числу таких адаптационных правовых инструментов, по мнению европейских исследователей, относится реализация права работников на ведение коллективных переговоров [2], позволяющая обеспечить стабильность при организации труда в коллективно-договорном порядке и являющаяся «вероятно, одними из ключевых инструментов, которые могут обеспечить трудовые права» [3–5]. Исследования показывают, что работодатели, на которых распространяется действие коллективных договоров, имеют более низкую текучесть кадров [6].
Поскольку цифровизация труда стала носить «неуклонный характер, в непредсказуемой степени» [7], стороны социального диалога в отдельных странах ЕС стали предпринимать попытки минимизировать опасения работников относительно потери работы с помощью тарифных договоров о цифровизации (Digitalisierungstarifvertrag), которые предусматривают комплекс экономических и правовых мер по поддержке работников, чей труд существенно меняется в результате последствий цифровизации.
Триггером для использования договора может стать степень оцифровки, а возможности для его применения проявляются только тогда, когда цифровизация приводит к значительному изменению рабочих процессов, что, в свою очередь, влечет за собой значительное изменение требований к рабочему месту или условий труда.
Складывающаяся практика позволяет называть в качестве допустимого условия для заключения такого тарифного договора ситуацию, когда в результате цифровой поддержки «изменяются методы работы, предполагающие использование новых установок, машин или оборудования и/или изменяется организация труда (рабочие процессы или требования и возможности общения и сотрудничества). Простая замена оборудования на более высокие стандарты или обновление программного обеспечения недостаточны» [7].